пятница, 10 ноября 2023 г.

«Venceremos!»

У каждого из нас свой путь. У одних дорога ровная, так сказать, асфальтированная, можно разогнаться и не бояться, что попадёшь в яму. У других – сплошные неровности на дороге: ухабы, колдобины и камни. И каждый старается выбрать правильный путь, ведь от этого может зависеть вся наша жизнь.

В этот раз героем моей публикации стал человек, чья судьба вполне могла стать сюжетом книги или кинофильма. В его жизни чёрная полоса сменялась светлой, радость следовала за печалью, случались победы и поражения, впрочем, как после зимы наступает весна или дождь сменяется солнцем.

ПРИЕХАЛ НА ВЕЛОСИПЕДЕ

…Он видел самого Фиделя Кастро, был участником операции «Анадырь» и всячески боролся против национализма в 1992 году. Кстати, ко мне на интервью в свои 82 Виктор Иванович Редько приехал на велосипеде! Несколько часов длилась наша беседа, временами были паузы на шутки и набежавшие слёзы…

А начала я наш разговор с вопроса: «С высоты своих лет и событий, очевидцем и участником которых вы стали волей судьбы, как думаете, мы снова на пороге мировой войны?». «Я верю в человеческий разум и в то, что он пересилит бессмысленную жестокость и агрессию в мировой политике. Я пережил Карибский кризис и, глядя на события и войны, могу однозначно утверждать, что виной всему американская агрессивная политика. Это понимание ко мне пришло ещё в шестидесятых годах. Американцы, или, как я их называю, «ястребы» или «шакалы», хотят мирового господства, но уверен, что Россия и Китай этого не допустят. У меня душа болит за Россию, Украину, Молдову, хочется, чтобы всё было хорошо, как в Советском Союзе», – произнёс Виктор Иванович.

Рассказывая о себе, мой собеседник то и дело возвращался к событиям Карибского кризиса и подчёркивал, что они предопределили всю его жизнь. Наши читатели почтенного возраста наверняка помнят, как гонка вооружений между Советским Союзом и Соединёнными Штатами чуть не привела к войне. К 1960-м годам США превосходили СССР в количестве ракетных установок более чем в 10 раз! На сторону Советского Союза в вопросах идеологии стали страны Латинской Америки и часть стран Африки. К Америке примкнули страны Европы и Турция. От каждой сверхдержавы союзники получали оружие и финансовую помощь. Поэтому противоборство двух систем распространилось на весь мир, и сейчас мы наблюдаем похожую ситуацию в мире.

«ОСТРОВ СВОБОДЫ»

Всё началось в тот момент, когда США в 1961 году решили разместить ядерные ракеты средней дальности в Турции. Они были направлены на СССР и легко могли долететь до Москвы. Между прочим, соотношение ядерного потенциала не было тайной для американцев, так как информацию им оставлял полковник ГРУ Генерального штаба Вооружённых Сил СССР Олег Пеньковский. Пока мир балансировал на смертельном обрыве, этот предатель толкался в дверях США и Великобритании, обещая продать важные секреты родины.

Выслеживая Пеньковского, чекисты провели беспрецедентную операцию. Они по дну Москвы-реки протянули кабель, управляющий кинокамерой в ящике для цветочной рассады на балконе этажом выше квартиры полковника. Кстати, один из тайников он устроил в надгробии Сергея Есенина на Ваганьковском кладбище.

Итак, сверхдержавы активно искали новые клетки на шахматной доске мира, чтобы занять их своими ракетами, угрожая противнику и обеспечивая собственную безопасность. Американцы сделали ход в Турцию. СССР в ответ решили идти на Кубу, где как раз свершилась революция коммунистов.

«Остров свободы» сильно не любил США, которые взяли его в торговую блокаду. Поэтому Гавана с радостью согласилась дружить с Москвой, особенно учитывая экономическое сотрудничество и разнообразную помощь – от поставок необходимых товаров до строительства и медицины. Важным моментом был фактор секретности: переправить ракеты нужно было тихо и незаметно. Это нелегко, когда речь идёт о 40 ракетных установках с дальностью действия ракет от 2,5 до 4,5 тысячи километров, плюс другое оружие, контингент военных (примерно 50 тысяч человек) и сопутствующая техника.

«АНАДЫРЬ»

В мае 1962 года началась операция «Анадырь»: военным объявили о секретном походе на север. И не просто объявили, а начали выдавать валенки, армейские овчинные тулупы, лыжи. Маркировали грузы, железнодорожные составы, которые везли технику и войска в морские порты для погрузки.


И вот что вспоминает очевидец и участник тайной операции Виктор Редько: «Транспортировку военной группировки на Кубу было решено провести под видом стратегических учений с перебазированием войск и техники морем в различные районы СССР, в частности на Чукотку. Даже само кодовое обозначение этой военной спецоперации – «Анадырь» призвано было максимально запутать всех. И под «северным» названием на самом деле скрывалось перебазирование в южную страну. Таким же образом действовали, обеспечивая отправку солдат и офицеров в загадочную для них «командировку». Нам выдали перед погрузкой на суда утеплённую форму, которая могла быть полезна именно в холодных приполярных краях, но никак не в тропиках. Командование попросило нас предупредить своих близких в письменном виде, что связь с нами на полгода будет потеряна. И я написал отцу, что меня отправили на учения. Вскоре пришло тревожное письмо от отца: «Сынок, за что тебя посадили?». Дело в том, что адрес был указан не нашей войсковой части, а тюремной – это было продиктовано секретностью. Я был растерян письмом отца и обратился к своему командиру, на что он сказал, что уладит этот вопрос и предупредит отца.

На теплоходе «Альметьевск» мы и отправились в неизвестность. Была сильная качка, ко всему прочему мы попали в сильный шторм, около 9 баллов, в районе Азорских островов и была повреждена навигационная система. В результате мы отклонились от курса в сторону Африки. Во время пути выход на палубу был ограничен, разрешалось выходить лишь в туалет, устроенный на корме теплохода, только по двое и только в морской робе (куртка, брюки и тельняшка). А через пятнадцать дней мы увидели мерцающие огни береговых поселений, только тогда нам сказали, что мы прибыли на Кубу».

«РОДИНА ИЛИ СМЕРТЬ!»

Стоит сказать, что Виктор Редько срочную службу проходил в воинской части Ленинградского военного округа, которая дислоцировалась в посёлке Сапёрное, в должности оператора радиолокационной станции зенитной батареи. Его подразделение спустя время перевели в зенитно-ракетный дивизион, где готовили военных специалистов для длительных командировок.

Вспоминая об операции «Анадырь», мой собеседник рассказывает, что ночью после разгрузки техники и боеприпасов они расположились в лесу недалеко от местечка Артемиса в провинции Пинар-дель-Рио. Жили в палатках, но по-хозяйски обустраивались на отведённом месте, собирали барачный домик, рубили просеки для установления световой и звуковой сигнализации.

Узнав, что на Кубе есть ракеты, американцы были в шоке и торопливо объявили полную блокаду острову. Больше 500 бомбардировщиков и 180 военных американских кораблей и катеров готовы были взлететь и сбросить бомбы в том числе и на советские военные установки.

Вскоре советским военным зачитали приказ, что они прибыли на Кубу не только выполнять интернациональный долг, а если понадобится, и умереть за кубинскую революцию под лозунгом: «Patria о muerte!» (в переводе c испанского языка – «Родина или смерть!»).

«ЧА-ЧА»

Стоит отметить, что кульминационным моментом Карибского кризиса и военной операции «Анадырь» стало 27 октября 1962 года, тот день ещё назвали «чёрной субботой»: мир был на грани ядерной катастрофы. Накануне ночью советские военные сбили американский самолёт-разведчик. Кеннеди объявил о готовности нанести удар через двое суток. Совбез ООН созвал экстренное заседание. И 28 октября начались советско-американские переговоры. Стороны договорились о том, что СССР вывозит ракеты с Кубы, а США гарантируют неприкосновенность острова и убирают ракеты из Турции и Италии. Эти договорённости были выполнены сторонами в кратчайшие сроки.

Виктор Иванович рассказывает, как Куба ему снилась долгие годы, и с улыбкой говорит, как кубинцы тепло относились к советским солдатам и называли их «советико компанеро» – «советский товарищ». Между прочим, сладкий оранжевый фрукт – апельсин Виктор Редько впервые попробовал на Кубе. А ещё он вспоминает, как кубинцы при любой возможности танцевали и пели, приговаривая при танцах «ча-ча». И даже совместно устраивали субботники.

Чтобы поддержать боевой дух советских солдат, на Кубу приезжали космонавт Валентина Терешкова, чемпион мира по тяжёлой атлетике Юрий Власов, посол Александр Алексеев и, конечно, сам Фидель Кастро. Однажды Виктор Редько даже стал свидетелем, как Фидель Кастро в театре в Гаване выступал на публике больше шести часов!

Виктор Иванович поделился со мной интересной историей. Ему довелось увидеть, как сломалась подвода с сахарным тростником, когда мимо проезжал кортеж с Фиделем Кастро. Он вышел из машины и начал в одиночку ремонтировать колесо. И я тогда сказал ребятам: «Интересно, а наш секретарь поступил бы так?».

«Правда, тяжело было пережить жару в 50 градусов и влажность 90 процентов – как в русской бане», – шутя говорит Виктор Редько.

СУП ИЗ ЛЯГУШЕК

Когда я говорила, что жизнь Виктора Ивановича Редько похожа на кинофильм, я нисколько не солгала. Виктор Редько родился 1 июня 1941 года в селе Ржищев Кагарлыкского района Киевской области в крестьянской семье.

«…Война началась на рассвете, / Чтоб больше народу убить. / Спали родители, спали их дети, / Когда стали Киев бомбить», – вытирая слёзы, напевает Виктор Редько. И продолжает повествование о своей жизни: «Не было пелёнок, голодно было. Я схватил воспаление лёгких и чуть не умер. Бабушка Настя, мама моего отца, успокаивала мою маму и говорила: «Не плачь, ты ещё родишь, молодая ещё». У моей бабушки было 13 детей! Двое из них умерли в 1932 году во время голода».

Во время приближения советских войск фашисты особенно проявляли зверства и буквально охотились за молодёжью и детьми, чтобы угнать их в рабство в Германию. Родная сестра матери Виктора Редько, Мария Григорьевна, как-то пришла утром встревоженная к Евдокии Григорьевне и сказала, чтобы она с маленьким Виктором немедленно спряталась, иначе их угонят в рабство фашисты. Втроём они побежали в кукурузное поле. Вскоре к их дому подъехал грузовик с немцами, но в доме никого не нашли. Немцы стали искать беглецов, вышли к полю и открыли беспорядочный огонь. Мария Григорьевна училась на педагога и знала немецкий язык, она сказала сестре, что выйдет к немцам и попросит не стрелять. Её угнали в Германию, и там она была до конца войны. Её заставили работать на военном заводе – плести маскировочные военные сети, но она занималась подрывной комсомольской деятельностью и не выполняла план. За что подвергалась наказанию – её сильно избивали и лишали пищи.

Послевоенное время тоже было тяжёлым для семьи Редько, впрочем, как и для всего советского народа. Порой голод приходилось заедать травой с солью, рассказывает Виктор Иванович. А сосед напротив, чтобы прокормить сыновей, ловил лягушек и готовил из них суп. Не хочется пугать вас, дорогие читатели, но в селе Виктора Ивановича случались и случаи людоедства.

«ДО» И «ПОСЛЕ»

После войны Иван Григорьевич – отец моего героя, который в войну служил в секретном картографическом отделе, освобождал Киев и участвовал в Ясско-Кишинёвской операции. А после войны был направлен в Молдавию восстанавливать колхозы. Кстати, смутно помнит мой собеседник, как в Киеве хоронили генерала Николая Ватутина, который погиб от рук бандеровцев. Не каждого советского генерала уважал лютый враг – командиры вермахта, но Ватутину немцы дали прозвище «Гроссмейстер». Это о чём-то да говорит! Советские офицеры, кстати, называли своего командира, уважаемого и любимого ими, не иначе как «генерал от наступления».

В Молдавии родились две сестрички и братик Виктора Редько, правда, счастье было недолгим: от удара шаровой молнии погибла мама. Виктору Ивановичу было всего десять лет, когда его жизнь разделилась на «до» и «после». Какое-то время он прожил на Украине у родной тёти Марии, той самой, которую угнали в Германию. Но через несколько лет отец, не выдержав разлуки, приехал за сыном.

ИЗОБРЕТАТЕЛЬ

– Как Вам удалось пережить столько горя? Вы, наверное, верующий человек?

– Любовь отца и матери я пронёс через годы, и она всегда мне придавала сил. Моя тётя Мария также много вложила в меня любви и заботы. В нашем доме висел портрет Сталина, отец был коммунистом, но мама тайком от него меня крестила. А я всегда был атеистом, потому что считаю, Бог не допустил бы на Земле столько войн. Верю в человека, в то, что разум победит и люди сядут за стол переговоров. Верю, что нет пределов человеческой силе духа и воли, – уверенно говорит Виктор Редько.

По настоянию отца Виктор Иванович получил профессию агронома, а затем продолжил учёбу и стал инженером-механиком. И был направлен в Молдавский научно-исследовательский институт животноводства и ветеринарии. В начале 70-х приехал в Дубоссары и стал работать в НПО «Молдптицепром» старшим научным сотрудником, и в 1984 году написал диссертацию, которую защитил в Киеве. Опубликовал больше 40 научных работ! За что ему даже был вручён знак «Изобретатель СССР»!

НАЦИОНАЛИЗМУ – НЕТ!

В ноябре 1990 года Виктор Редько стал участником 2-го Съезда народных депутатов Приднестровья, всячески выступал против национализма и был инициатором создания казачества. Стал членом ОСТК и собирал наличные деньги для бастующих, и распространял листовки «Бастующий Тирасполь», «Рыбницкий вестник», газету «Трудовой Тирасполь». Нельзя не отметить и статьи Виктора Редько в газете «Заря Приднестровья» в защиту и признание Приднестровья: «Национализму сказали «НЕТ!», «Россия и Приднестровье – едины!». А в 2018 году возглавил общество ОО «Общество воинов-интернационалистов «Кубинцы» и потом вошёл в президиум ОО «Союз защитников Приднестровья Дубоссарского района и города Дубоссары».

Кстати говоря, в 2015 году в Киеве Виктору Ивановичу Редько, а также дубоссарцам Виктору Багнибову, Виктору Белявскому и тираспольчанам Никандру Елагину и Олегу Подоляну вручили медаль «Воину-интернационалисту» II степени. А торжественную часть приёма открыл Чрезвычайный и Полномочный Посол в Украине и Молдове Эрнесто Антонио Сенти Дариас. От имени руководства Республики Куба и народа страны он выразил огромную благодарность воинам-интернационалистам Советского Союза за неоценимую помощь в защите революционных завоеваний народа Острова Свободы, за помощь в формировании и обучении военнослужащих кубинских Вооружённых Сил. Руководитель дубоссарского отделения ОО «Приднестровское общество дружбы с Кубой» Виктор Редько вручил Эрнесто Антонио Сенти Дариасу редкую фотографию и список группы кубинских курсантов, проходивших в начале 60-х годов обучение в дубоссарском СПТУ-2. Посол поблагодарил за подарок и заверил, что укрепление дружеских связей будет продолжено.

УМЕРЕТЬ ИЛИ ПОБЕДИТЬ

В 2016 году Виктор Редько перенёс инсульт, но воля к жизни была такой сильной, что он не просто выкарабкался, но вновь сел на свой любимый велосипед…

В завершение нашего интервью Виктор Иванович с улыбкой произнёс: «Patria о muerte! Venceremos!» («Родина или смерть! Мы победим!).

…Каждый год 27 октября он достаёт из фотоальбома фотографии с видами Кубы, подаренные ему сослуживцами, и читает на обратной стороне пожелтевшего от времени фото: «Пусть тебе, Виктор, эти виды будут напоминать о наших днях, проведённых на Кубе: о тяжких и грозных днях кризиса, когда мы были готовы в любой момент умереть или победить… Пинар-дель-Рио, 1962-1963 г.».

С кубинцем беседовала Яна Сакка



Поделиться