пятница, 11 ноября 2022 г.

Каждый день мы спешим по делам...

 Каждый день мы спешим по делам, торопимся сделать всё задуманное, не замечая порой удивительных и прекрасных вещей. А тем временем исторические и культурные объекты находятся рядом с нами, и нужно просто поднять глаза, чтобы увидеть их. О чём это я, спросите вы меня, дорогие читатели. И сейчас я вам поведаю интересные факты о нашем любимом городе. 

ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ

Советская архитектура вызывает интерес у туристов, приезжающих в Приднестровье. Памятники, мозаики, картины, фрески, барельефы. Эти элементы активно использовались художниками в советское время для украшения жилых домов, дворцов культуры, заводов, ВУЗов и правительственных зданий.

Этим летом Верховный Совет республики принял в реестр памятников культурного наследия 37 мозаик, витражей и росписей. Кстати, в Дубоссарах немало мозаик, которые можно отнести к достоянию нации, они тоже включены в этот реестр. А в Рыбнице появился даже туристический маршрут, который посвящён мозаикам, – отличная идея, которую можно перенять.

НЕ ЖАЛЕЛИ ДЕНЕГ

Меня всегда восхищали те, кто может из маленьких разноцветных кусочков собрать прекрасное полотно, которым можно любоваться всем. Мозаика появилась очень давно, и с языка древних римлян слово «мозаика» означало «сложенный из кусочков». В те времена мозаика была очень распространена, ею выкладывали полы и украшали стены дворцов. Для изготовления использовались натуральные камни и даже полудрагоценные. А позже стали использовать специально изготовленную смальту (очень плотное стекло). 

На русскую землю мозаика пришла после принятия христианства, но особо не распространялась из-за дороговизны материалов, так как смальту приходилось привозить из-за рубежа. Зато уже в 70-80-е годы мозаикой стали украшать торцы зданий, холлы учебных заведений. И было решено построить заводы на территории СССР, которые бы сами изготовляли смальту. Советское правительство не жалело денег на украшение мозаикой домов, а сейчас это роскошь. Конечно, в то время это были в основном идеологические рисунки – изображения Ленина, счастливых пионеров и октябрят, с уверенностью смотрящих в будущее. На зданиях заводов могли красоваться рабочие.

В РЕКОРДНЫЕ СРОКИ

Но я думаю, каждый согласится со мной, что самой потрясающей мозаикой, которая в 1937-м году получила гран-при на всемирной выставке искусств в Париже и золотую медаль, но уже в Нью-Йорке, была и остаётся «Карта индустриализации СССР». На данный момент её реставрируют в Санкт-Петербургском музее на Васильевском острове. Реставрация началась в 2008 году. Часть отреставрированного полотна можно увидеть сейчас. Это масштабная карта, которая сделана в технике мозаики из драгоценных и полудрагоценных камней. Вы только представьте себе: 45 тысяч пластин цветного камня! А ещё использовались рубины, хрусталь, топазы. Посетителей выставки потрясают размеры и точность воспроизведения рельефа, изгиб рек, цвета подобраны в соответствии с топографическими картами СССР. А камни для её изготовления собирали со всего Советского Союза. И выполнена работа была в рекордно короткие сроки – всего за 11 месяцев!

Вот насколько советский человек был влюблён в свою страну и работу, движим идеей, что мог создавать такие шедевры. Ведь настенная мозаика, выполненная людьми через столько лет, продолжает радовать наш глаз и напоминать нам о давно ушедших годах, о детстве. Об уверенности в завтрашнем дне и о том, какие надежды мы возлагали на наше будущее.

МОЗАИКА В ДУБОССАРАХ

А вот в нашем городе одни из самых красивых образцов мозаики – это мозаичное панно на проходной Дубоссарской ГЭС, панно «Труд швеи» на здании филиала ООО ТПФ «Интерцентр Люкс», панно-диптих на здании культурно-досугового центра «Феникс», мозаичное панно на остановке села Дзержинское, панно на административном здании «Государственный птицеводческий племенной завод», панно гостиницы «Днестровский сад», панно Дома культуры микрорайона Большой Фонтан.

По хронологии мозаичных панно можно выявить историю расцвета тех или иных культур. С их упадком исчезает и это прекрасное творчество, потому что в отличие от кисти и краски, а теперь баллончика с краской требует не только художественного мастерства, но и больших материальных затрат. Ведь изготовить цветную смальту, а тем более прибавить к ней природный камень – и всё это не для продажи, не для прибыли, а для красоты, для эстетического воспитания общества – слишком невыгодно предпринимателям. Расцвет мозаичного искусства всегда совпадал с расцветом и богатством государства, позволяющего себе тратить средства на красоту.

P.S. А ещё я выяснил, что, оказывается, одно из старейших кладбищ в республике – еврейское – насчитывает около 2000 старых захоронений. Из старых надгробных плит идентифицированы 150. Самое старое захоронение датируется 8 Адара 5587 года (по еврейскому календарю), что соответствует 7 марта 1827 года по григорианскому календарю. На кладбище сохранилось захоронение известного цадика (набожного и благочестивого человека, духовного лидера хасидской общины), которое является местом поклонения каждого хасида, посещающего город Дубоссары. Перевод таблички с иврита гласит: «Святой раввин Менахем Мендель из Бара. Ученик Святого Баал Шем Това. Да защитит нас его заслуга, аминь!».

Жизнь удивительней, чем мы привыкли видеть, и главное – это вовремя заметить.

Яна Сакка



Поделиться