пятница, 10 июня 2022 г.

«Тёмные и светлые пятна истории»

 Ни для кого не секрет, что в последнее время те, кто проиграл в 1945 году, стараются переписать историю в выгодном для себя свете. Неонацизм и неофашизм стали для некоторых государств идеологией 21 века. Улицам и даже городам дают новые названия, памятники сносят, запрещают программы, фильмы… 

СВЕТЛЫЕ И ТЁМНЫЕ ПЯТНА

Пожалуй, Приднестровье одна из немногих стран в мире, где уважительно относятся к историческому наследию, невзирая на политическую моду. И в продолжение темы – снова об улицах, которые сохранили свои прежние названия.

В бывшем Советском Союзе улицы не отличались разнообразием, и в каждом городке и деревеньке были проспекты и улицы Ленина, бульвары Гагарина, переулки Павлика Морозова. В последние лет двадцать на постсоветском пространстве стали возвращать прежние названия.

Искушение всё категорически изменить возникает как раз у ярых противников Октябрьской революции. Так, в 2009 году на пресс-конференции Великой княгини Марии Владимировны Романовой во время её визита в Приднестровье преподаватель истории из Бендер посетовал на то, что местные улицы ещё носят имена революционеров, например Якова Свердлова. На что высокая гостья мудро заметила, что в истории есть светлые и тёмные пятна, от которых никуда не деться.

Как-то в одной из приднестровских передач прозвучало предложение указывать на табличках сразу и новое, и прежнее название каждой улицы. Между тем переименовывать их начали давно, ещё до революции.

ВЕРНУТЬ СТАРЫЙ АДРЕС?

Скажем, главная тираспольская улица – 25 Октября больше века именовалась Почтовой, потому что была частью почтового тракта третьей категории, ведущего в направлении Одессы. Потом превратилась в Покровскую и тоже оправданно: на ней выстроили храм Покрова Пресвятой Богородицы (сейчас на этом месте городской Дворец культуры). Название «25 Октября» улица получила в 1921 году, когда закончилась гражданская война.

В нашей столице улица Ленина когда-то была Фонарной, а в 1867-м превратилась в Вокзальную. И что же, указывать сразу все названия на табличке? А ведь иногда старое имя не назовешь благозвучным, к примеру улица 1905 года была Кладбищенской. 

Все знают: уникальный мемориальный Военно-исторический комплекс «прописан» в Бендерах по улице Зои Космодемьянской. Его часто посещают туристы. Это старинное военное российское кладбище, которое восстановило МВД Приднестровья. А если вернуть ему старый адрес? Эта улица называлась Кладбищенской, был здесь и Кладбищенский переулок. И лишь в сентябре 1959 года по решению Бендерского горисполкома они получили имя Зои Космодемьянской.

ЦЕРКОВЬ, А ПОТОМ ДОМ КУЛЬТУРЫ

…Война с прошлым никого до добра не доводила. На том самом Военно-историческом кладбище одинаковые памятные плиты предназначены для всех участников былых событий: от шведов, пришедших сюда ещё с Карлом XII, до румынских солдат, похороненных в Бендерах в 1944-м. 

В Приднестровье не только не была переименована ни одна улица Ленина, напротив, в Бендерах даже спасли памятник вождю мирового пролетариата. Работники городского стройтреста отреставрировали и установили на территории предприятия чугунное изображение Владимира Ульянова, стоявшее когда-то в Бендерской крепости.

Фальсификация истории на постсоветском пространстве приняла характер эпидемии. Между тем ещё Гитлер говорил о том, что людьми, которые не помнят своего прошлого, легче управлять.

СЕЛО, А ПОТОМ ГОРОД

На фоне всеобщих преобразований приднестровские топонимические штампы превратились в раритеты и ностальгически ласкают слух.

А между тем в нашем городе до 1917 года действовало 5 церквей, 5 начальных школ, где было 15 учителей, из них женщин – 5, учащихся – 652, одна библиотека и типография. Исторические документы говорят нам, что в те времена «в неделю устраивается два базара, продаётся скот, лошади, хлеб. Имеется в городе общество взаимного кредита, 2 сберкассы, 4 страховых агента, нотариальная контора».

В 1912 году был основан пункт по сушке и тюковке табака, позже преобразованный в табачно-ферментационный завод. А вот судьба исторических зданий в Дубоссарах весьма печальна. В здании по улице Дзержинского, прежнее название улицы до 1924 года – Балтская, останавливался сам Григорий Котовский, потом там располагалась районная библиотека. К сожалению, историческая постройка была снесена в 1979 году. Та же участь постигла и церковь Святого Николая в селе Лунга, она была построена в 1780-м, а разрушена в 1962 году. А на разрушенном месте располагается сейчас Дом культуры.

С 1917 года город Дубоссары лишён статуса города и преобразован в село, так как основным видом трудовой деятельности населения тогда было сельское хозяйство, а уже в 1924 году были объединены село Дубоссары и село Магала в рабочий посёлок Дубоссары. С 1924 года Дубоссары вошли в состав Молдавской АССР.

СЕКРЕТНЫЙ АГЕНТ

Когда я готовила этот материал, то обнаружила весьма любопытный исторический документ и делюсь им с вами, дорогие читатели. Мало кто знает о таком историческом персонаже, как Якуб-ага Лек, в 70-80-х гг. XVIII века господаре Дубоссарском и гетмане Ханской Украины. Он известен по историческим документам Турции, Франции, Польши, Крымского ханства. Вначале правил в селе Кривое Озеро, затем был каймаканом города Балта. В 1769‑1770 гг. отразил нападение польских конфедератов на Балту, сжёгших перед этим Дубоссары (уничтоживших в городе и соседних сёлах 18000 человек, среди них – молдаван, татар, евреев). А затем в тех же годах Якуб-ага разгромил погромщиков – участников отрядов украинских гайдамаков, устроивших польские и еврейские погромы (во главе с М. Железняком) на Балту и Дубоссары. Далее жил в Дубоссарах и был доверенным лицом Крымского хана и резидентом российской разведки (см. данные из книги А. Горбачевского и Ю. Семёнова «Страницы истории российской разведки»). До этого был секретным агентом Франции.

Продолжение следует…

Яна Сакка




Поделиться