Ребята прибывали один за другим. И пока мы с Анжеликой Тимофеевной Андрш беседовали о буднях детского театрального кружка «Созвездие» ДДЮТ, бессменным руководителем которого она является уже почти 15 лет, они аккуратно развешивали свои куртки и пуховики на вешалку, что расположилась у самого входа в театральную студию. «Как символично: «Театр начинается с вешалки», – промелькнул у меня в голове известный афоризм. И создалось ощущение, будто вместе с этой верхней одеждой они сбросили с себя суету прошедшего дня и надели мантии мастеров перевоплощения, на два с половиной часа погрузившись в мир творчества и искусства. И так – три раза в неделю на протяжении более пяти лет: они приходят сюда, чтобы отдавать и получать – энергию, эмоции и проверенный многими поколениями эликсир жизни – вдохновение.
Неожиданная победа
Поводов встретиться с этими талантливыми ребятами и их руководителем у меня было несколько. Во-первых, 27 марта во всём мире отмечают День театра. А ещё наши ребята совсем недавно получили признание своего недюжинного таланта от высокого профессионального театрального жюри. 10 января состоялось награждение победителей Республиканского молодёжного театрального фестиваля-конкурса «Путь к мечте». Он проводился Приднестровским государственным театром драмы и комедии им. Н.С. Аронецкой под эгидой Государственной службы по культуре и историческому наследию ПМР в рамках Года молодёжи в Приднестровье. На суд жюри было представлено большое количество заявок, из которых допущено было 125. По итогам конкурса в номинации «Театральное искусство» дубоссарский театральный кружок «Созвездие» занял почётное третье место. Ребята показали пьесу В. Сологуба «Беда от нежного сердца». Вот имена наших призёров: Андрей Коцофан, Валерия Койка, Эдуард и Александр Манивчук, Юлия Турта, Полина Савва, Владислав Дорофеев, Валерия Кандит, Александра Валько, Эвелина Гордиенко, Егор Штирбу, Тимофей Колбасюк. Как признаётся Анжелика Тимофеевна, это была неожиданная победа: «Участвовать хотели многие, допустили лишь 125 коллективов, и среди них мы стали третьими. Мы же любители, а оценивали нас профессионалы. От этого награда ценна вдвойне и даёт уверенность, что мы всё делаем правильно».
Подглядывая за «театральной кухней», или Как готовят постановку
Этот спектакль поставили за месяц. Костюмы, декорации, режиссура, постановка – всё это в театральной студии организуют самостоятельно. В распоряжении коллектива костюмерная и элементы декораций, которые есть в ДДЮТ, но этого зачастую недостаточно. Нужна, например, греческая тога. Нет проблем. Главное, чтоб картинка костюма была перед глазами, а как её сделать из подручных материалов, опытный педагог знает, нужно лишь позволить своей фантазии разыграться. Две простыни, ленточки и пара умелых рук – костюмчик готов! Шьёт Анжелика Тимофеевна тоже сама, помогают и родители. А сколько в городе доброжелателей, которые просто приносят ненужные им вещи и отдают театру! Бывает, что и продавцы на рынке, узнав на какие нужды приобретается товар, преподносят его в дар для спектакля. И так каждый раз. Есть задумка – будет и реквизит. Анжелика Тимофеевна рассказывает: «Были постановки, на реализацию которых уходило два года. Но это, как правило, с малышами, которых многому ещё нужно учить. Взрослые же ребята уже сами сорежиссёры своих постановок. Репертуар тоже выбираем вместе. Я предлагаю – мы обсуждаем, спорим, решаем. Можем даже начать репетировать и уже в процессе понять, что это не наш вариант. Но если пьеса цепляет, это понимаем сразу». Главный критерий выбора – нравственный компонент, который будет понятен самим ребятам. Получить от своей актёрской работы не только удовольствие, но и дать мозгу пищу для размышлений, пофилософствовать и сделать выводы – не менее значимый аспект занятий.
«Талант – это желание работать, а во-вторых, работоспособность»
В театральной труппе сегодня занимаются 12 ребят. Все они примерно одного возраста – ученики 7–10 классов. Большинство пришли в кружок детьми и здесь под чутким присмотром руководителя менялись и росли во всех смыслах. «Сегодня они взрослые ребята. Каждый сам понимает, где лучше встать, как лучше сыграть, мы с ними полноценные партнёры и коллеги. А было время, когда каждый шаг приходилось объяснять и мотивировать, учить и наставлять. Детки все хотят быть в центре внимания, а тому, что нужно любить искусство, а не себя в искусстве, им ещё нужно было научиться. Зато теперь ребят больше привлекает процесс репетиций, нежели игра на сцене во время представления. Ведь всё, что происходит на этапе подготовки, и есть настоящая, полноценная, интересная актёрская жизнь», – увлечённо рассказывает Анжелика Тимофеевна.
В театральной студии ребята раскрываются, разряжаются эмоционально и, конечно же, работают. Именно поэтому здесь не так много воспитанников. Ведь иметь актёрские задатки – ещё не всё. Нужно быть трудолюбивым. Не каждый выдержит ритм, заставит себя работать. А бывает и наоборот: талант просыпается именно от трудолюбия. «У меня есть воспитанник, который сначала был зажат. Но работа над собой привела его к отличным результатам, и сегодня он полноценный участник всех постановок нашего театра», – поделилась Анжелика Андрш.
«Велик тот артист, который заставляет зрителей забыть о деталях»
Большинство ребят, которые выпускаются из театральной студии, не планирует связывать свою дальнейшую жизнь с театром. Но опыт и мастерство, которые они получают за годы обучения, часто помогают определиться с выбором будущей профессии, а артист остаётся в них навсегда. В процессе занятий воспитанники кружка учатся не только играть роли – они осваивают навыки импровизации, и это бесценный опыт для реальной жизни. «Дети на сцене должны уметь не просто сыграть своего персонажа хорошо. Они учатся быть находчивыми и непринуждёнными в любой ситуации. Вот лишь один из таких примеров. Во время спектакля одна из девочек споткнулась и упала за кулисами. Играла она в той сцене Золушку, убегавшую с бала. На ней было пышное платье с большим количеством подъюбников. Вставала она долго, а в следующей сцене уже должна была быть в простом платьице. Произошла заминка, которая привела к более долгой паузе, чем было запланировано. Ситуацию спасла воспитанница, игравшая мачеху. Она не растерялась и импровизированно добавила к своей речи ещё несколько предложений, причём сыграла всё так, что никто и не заметил подвоха. Такие ситуации и показывают, насколько ребёнок уже сформировался в своём актёрском мастерстве», – уверена Анжелика Тимофеевна. А ещё они с ребятами любят смотреть на игру профессиональных актёров и ездят смотреть спектакли в Приднестровский государственный драматический театр им. Н.С. Аронецкой.
«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем»
Сама же Анжелика Андрш – ученица великой женщины, актрисы МХАТа Нины Алексеевны Гончаренко. Так случилось, что по воле судьбы актриса оказалась в Дубоссарах и здесь организовала ТЮЗ. В этом ТЮЗе и занималась Анжелика Тимофеевна 7 лет своей школьной жизни. Театр остался с ней на всю жизнь. Где бы ни оказывалась Анжелика Тимофеевна, в её жизни всегда были постановки, репетиции, выступления. Работая в школе учителем русского языка и литературы, разучивала спектакли с учениками. В 2007 году ей предложили возглавить вновь образовавшийся театральный коллектив в ДДЮТ. Предложение приняла и по сей день передаёт свои знания детям. Анжелика Тимофеевна вспоминает годы своего обучения у Нины Гончаренко с теплотой: «Я стараюсь научить ребят тому, что вложила в нас Нина Алексеевна, и часто замечаю, что, рассказывая или советуя что-то ребятам, повторяю её слова или целые фразы. Её школа актёрского мастерства была великолепна, может, это во многом и определило то, что я навсегда влюбилась в этот вид искусства».
Привносит педагог и новшества. Да и сами ребята очень разносторонние. Многие из них поют, танцуют, рисуют. Всё это позволяет добавить свежую нотку в классические постановки. Воспитанники театрального кружка «Созвездие» неоднократно становились призёрами Республиканского конкурса чтецов «Живое слово», а также Республиканского конкурса «Созвездие талантов».
Театральный опыт, как считают сами воспитанники, – прекрасный задел для будущей взрослой жизни. Ведь занятия воспитывают в них самодисциплину и расширяют кругозор. Раскрывают творческий потенциал. Избавляют от страхов. Развивают воображение и учат самообладанию. Помогают обретать друзей, развивать речь, познавать ораторское искусство, ставить голос и отрабатывать дикцию. Но самое главное – здесь учат быть хорошими людьми и тонко чувствовать мир. Как писал великий Чехов, «где искусство, где талант, там нет ни старости, ни одиночества, ни болезней, и сама смерть вполовину».