13 января юбилей отметил директор Дубоссарской молдавской школы №3, учитель русского языка и литературы, председатель Дубоссарского Союза молдаван Василий Дзенган.
Глава госадминистрации Руслан Чабан поздравил Василия Дзенгана с юбилеем: «На протяжении многих лет Вы возглавляете молдавскую школу №3, которая под Вашим руководством развивается успешно и динамично. Коллектив школы не только даёт знания ученикам, но и вносит бесценный вклад в сохранение культуры молдавского народа и молдавского языка. При Вашем активном участии в школе создан уникальный Центр молдавского языка и культуры, прекрасный музей, который получил высокую оценку на республиканском уровне. Визитной карточкой школы стал этнопарк, открытый к 30-летию со дня образования нашей республики. Сегодня школа №3 – это современное образовательное учреждение, которое сохраняет традиции и активно работает по новым направлениям. Коллектив школы, ученики и выпускники разных лет знают и ценят Вас как мудрого руководителя и как человека, готового всегда прийти на помощь. За всем этим Ваш труд, Ваше сердце и Ваша душа. В праздничный день желаю Вам крепкого здоровья, новых планов и достижения поставленных целей. Пусть в коллективе всегда будет взаимопонимание, а в семье царят благополучие и счастье!».
Что такое 60? Это возраст для души. Есть на что оглянуться, есть что вспоминать, есть с чем жить.
Говорят, люди, которые выросли в селе, отличаются душевностью и добротой. Все, кто знаком с Василием Васильевичем, согласятся, что это так.
Всегда подтянут, элегантно одет, серьёзный, строгий взгляд, но добрая и удивительно открытая улыбка – таким видят Василия Дзенгана дубоссарцы со стороны. Те же, кто рядом, знают: в душе он поэт и тонко чувствует мир. Цыбулёвский мальчишка, в юном возрасте сроднившийся с литературой, навсегда остался жить в его сердце.
О детстве
Детство всегда самое прекрасное и беззаботное время в жизни человека. Когда мы радуемся всему просто так. Когда всё случается впервые. Поэтому самые яркие воспоминания и нравственные принципы тоже оттуда – из волшебного времени, когда деревья были большими. В большой и дружной семье, где воспитывали четверых детей, Вася был самым младшим и поздним ребёнком. И, как часто бывает при большой разнице в возрасте, старшие братья и сестра были его вторыми родителями – воспитывали, учили, поддерживали.
«Я вспоминаю жизнь в селе с самыми тёплыми чувствами. Это было прекрасное время – моё детство. Я хотел бы вернуться туда: где село, где каждый двор – огромное хозяйство, где радовали глаз плодородные поля и зелёные пастбища, а в портфеле лежала чернильница-неразливайка. Да, там было немало трудностей, но в том времени было столько искренности и простоты.
Помню, как шёл в школу по селу и не поздоровался с незнакомой мне бабушкой. Она остановила меня и спросила: «Ты чей будешь?» и, когда я ответил, добавила: «А тебя папа с мамой не учили здороваться?». Это воспоминание и урок на всю жизнь.
В то время всё было проще. И даже выучить второй язык за один месяц лета казалось делом житейским.
К нам в село часто приезжали отдыхающие. Обычно – из разных городов России. Но в обиходе сельчан слова «отдыхающие» ещё не было, а называли мы их всех просто – москвичи. И даже когда приезжие были жителями Ленинграда, для нас они всё равно были москвичами. Им всегда выделяли лучшее место в доме – «каса маре», летом это была роскошь. Они-то и научили меня, пятилетнего мальчишку, говорить на русском языке», – вспоминает мой собеседник.
О книгах
Книги всегда занимали и занимают особое место в жизни Василия Васильевича. В родительском доме была небольшая библиотека, и мальчишка уже в раннем возрасте увлёкся чтением. Он зачитывался мемуарами фронтовиков и героев войны. В них находил то, что было близко ему по духу: героизм, отвагу, честь, справедливость, патриотизм, самопожертвование во благо других. А с классической литературой познакомился на уровне школьной программы.
Затем были школьные годы и уроки литературы. Первые три года он учился в сельской школе, затем в той, что сегодня возглавляет.
Навсегда запомнил уроки литературы, когда учителя читали произведения вслух, а аудитория наполнялась величественной тишиной. «Я абсолютно уверен, что чтение книги невозможно заменить интернетом или телевизором. Своим ученикам я всегда говорю: «Если будете читать, вы всегда будете грамотными и эрудированными людьми». Книга учит думать, рассуждать, представлять, делать выводы. Интернет-информация, на мой взгляд, проходит мимо, она одноразова: прочитал – и тут же забыл. Но сюжеты книг, что я прочёл много лет назад, могу восстановить практически детально. Они дали мне непередаваемые эмоции, благодаря которым отложились в памяти. Поэтому я стараюсь заинтересовать ребят чтением», – рассказывает Василий Васильевич.
Об учителях
У каждого учителя есть свой наставник. В жизни Василия Дзенгана таких педагогов было несколько. Именно их пример и жизненная позиция оказались созвучны сердцу ученика и во многом определили его дальнейшую судьбу. Эдита Наумовна Попова и Александр Давидович Абрамов – эти два наставника смогли привить ему, ещё мальчишке, любовь к языку и литературе. И, несмотря на то что изначально он мечтал преподавать историю, в конце учёбы выбор всё же пал на филологию.
Василий Васильевич вспоминает: «Я любил своих учителей и благодаря им даже стихи начал писать, выражая свой взгляд на вещи через поэзию. И надо сказать, что они всегда доброжелательно и с пониманием относились к моему творчеству, хотя то, о чём я писал, порой не соответствовало моему возрасту. Поэтому я убеждён: учитель может быть самым ярким примером для своего ученика. Этот принцип я стараюсь не забывать в своей работе. И сегодня как руководитель напоминаю о нём и своим коллегам. Ведь для того чтобы найти с учеником общий язык, нужно стать с ним на одну ступень, а не разговаривать с высоты своего опыта, возраста или положения. Очень важно быть с ними на равных».
О школе, музее и молдавском языке
После окончания Кишинёвского педагогического института Василий Дзенган вернулся в родное село, где и начался его трудовой путь. А в 1992 году ему предложили стать заместителем директора по воспитательной работе в родной третьей школе.
И уже через 4 года работы он стал её директором. Время было непростое, перед молодым руководителем стояла задача сохранить коллектив и создать все условия для того, чтобы дети смогли обучаться на родном молдавском языке.
В школе делают многое, чтобы сохранить молдавскую язык и культуру молдавского народа. Здесь создан Центр молдавского языка и культуры. В Приднестровье таких Центров всего два: один в Дубоссарах, второй – на базе государственного университета. «Этот Центр был создан по инициативе Союза молдаван Приднестровья. Он объединяет силы школ города и сёл района, в которых обучение ведётся на молдавском языке. На базе Центра проводятся различные мероприятия, происходит обмен опытом, к нам приезжают гости со всей республики и представители диаспор молдавского народа. Наша задача состоит в том, чтобы молдавский язык развивался. Потому что народ Приднестровья остался единственным носителем молдавского языка в мире. Если язык развивается, значит, всё ещё впереди», – говорит Василий Дзенган.
Сохранение истории – ещё одно важное направление работы. В школе создан уникальный музей, здесь собран богатый материал о ветеранах Великой Отечественной войны, об истории родного края и истории школы. «Музей стал лицом школы. Мы чтим традиции и сохраняем историю. О нашем музее знают в республике и за ее пределами. Несколько лет подряд мы занимали первые места в республиканских конкурсах среди музеев организаций образования. К нам приезжают многочисленные гости, ведётся большая поисковая работа. А к 10-летию со дня образования, который был в год 75-летия Великой Победы, наш музей был удостоен высокой награды – медали «75 лет Великой Победы». За высокими результатами работы – совместный труд всего коллектива и учеников школы», – подчеркнул мой собеседник.
О семье
Как признаётся Василий Васильевич, для него семья – самое главное в жизни. Он многое перенял от родителей: в его семье учили делиться, быть ответственным и отзывчивым и самое главное – быть всем вместе. «В сельских семьях принято было все лучшее отдавать старшему по возрасту. И я никогда не забуду, как мой старший брат всё всегда делил на четыре равные части и отдавал нам. Эта традиция продолжается сегодня и в моей семье. Так воспитывались и мои сыновья, которые выросли хорошими людьми, а сегодня они уже воспитывают своих детей, конечно, делают это по-своему, но сохраняют семейные традиции. Для меня самое главное, чтобы близкие люди были рядом, а те, кто далеко, – оставались всегда на связи. Наверно, это и есть счастье – жить в окружении родных и любимых людей.
А если бы мне выпала возможность прожить эту жизнь ещё раз, я бы мало что изменил, но с большим удовольствием вернулся бы в своё детство, чтобы снова ощутить чувство единения с большой семьей, душевность и доброту, и был бы снова рад встрече с той бабушкой, которая на всю жизнь преподнесла мне урок, такой важный и такой нужный. И конечно, я бы снова связал свой путь с литературой и со школой, в этом моё предназначение и счастье».
Поделиться