Всплеск развития новых технологий в 90-е годы многократно расширил ассортимент товаров, и вот тут-то и обнаружилось, что нет системы, способной оперативно обновлять и создавать новые ГОСТы. Именно в этот период для регламентации выпуска товаров, на которые отсутствовали государственные стандарты, стали создаваться технические условия (ТУ), разрабатываемые самим производителем.
В технических условиях, так же, как и в Госстандарте, указывается состав продукта, его органолептические показатели: вкус, цвет, запах, внешний вид. В случае, когда продукт содержит растительные жиры, это отражено в соответствующих технических условиях. Основное требование к производителю состоит в том, чтобы маркировка и название товара не вводило в заблуждение покупателя.
В интернете, в широком доступе легко найти нормативный документ (НД) на любую продукцию как в натуральном виде, так и в виде продуктов переработки. В НД находится подробная информация о составе, объёмах и сортности компонентов, включённых, например, в колбасы. Это, так сказать, «портрет» товара. Подробно указаны требования к внешнему виду, упаковке и безопасности производства, перечислены методы химического и бактериологического контроля.
Посещая места торговли, мы точно знаем, как желаемый продукт должен выглядеть и каким должен быть на вкус, тут нам на помощь приходят зрение, обоняние и осязание.
Ну а если желаемый продукт в вакуумной упаковке или простой упаковке? Только придя домой и вскрыв пакет, все органы чувств начинают громко протестовать.
Что делать? Возвратить товар! Как можно скорее. Сделать это возможно в пределах срока годности и даже если срок прошёл на момент покупки, а покупатель об этом не знал, товар тоже подлежит возврату, так как он заведомо недоброкачественный.
Таким образом, первое правило покупателя гласит: «Уточняйте срок годности».
Если же продукт оказался несоответствующим по качеству, но сроки годности действительны, вы всё равно имеете право потребовать (попросить) заменить товар либо вернуть деньги (нелишним будет и сохранённый чек).
О правах потребителя
Итак, второе правило покупателя: «В случае обнаружения признаков порчи продукта – незамедлительно верните его продавцу».
В данном случае закон «О защите прав потребителей» будет на стороне покупателя. Ситуацию мы попросили прокомментировать главного специалиста – государственного инспектора Государственной инспекции надзора в сфере технического обслуживания и защите прав потребителей Службы госнадзора ПМР Наталью Чеботарь: «Если вы купили товар с истёкшим сроком годности, то имеете полное право его вернуть. Просроченный товар по определению является товаром ненадлежащего качества. На вашей стороне – Закон ПМР «О защите прав потребителей». В нём сказано: в случае приобретения потребителем продовольственных товаров с недостатками продавец обязан произвести их замену на товар надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную сумму. Ситуация разрешится достаточно просто, если у вас сохранился чек (поэтому чеки лучше не выкидывать сразу). В этом случае достаточно принести в магазин просроченный товар (даже если упаковка товара нарушена) и чек на него – и вам обязаны будут обменять товар или вернуть деньги».
Что делать, если чек не сохранили? Вернуть деньги в этом случае будет сложнее, хотя и возможно. Чек нужен только для подтверждения того, что вы действительно совершили покупку в данном магазине в данный день. Как отметила Наталья Чеботарь, в случае утраты потребителем товарного (кассового) чека восстановление осуществляется в порядке, установленном гражданским процессуальным законодательством ПМР. Так что отсутствие товарного (кассового) чека или другого документа, подтверждающего покупку данного товара, не является основанием для отказа в удовлетворении требований потребителя (покупателя). В подтверждение факта совершения покупки товара вы вправе ссылаться на свидетельские показания.
Однако бывает, что и срок приемлемый, и условия хранения соответствующие, а свежесть продукта вызывает сомнения. Тогда важным этапом станет помощь независимой экспертизы, способной доказать наличие в товаре недостатков производственного характера. Вот что говорят специалисты: «В случае приобретения потребителем продовольственных товаров с недостатками продавец обязан произвести их замену на товары надлежащего качества либо возвратить покупателю уплаченную им сумму, если указанные недостатки обнаружены в пределах срока годности. Так, в соответствии с Законом ПМР «О защите прав потребителей», продавец (изготовитель, предприятие, выполняющее их функции) обязан принять товар у потребителя и удовлетворить его требования, если не докажут, что недостатки в товаре возникли вследствие нарушения потребителем правил пользования или хранения, действия третьих лиц или непреодолимой силы. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара», – говорит Наталья Викторовна.
Если покупка было совершена на рынке, необходимо обратиться в лабораторию рынка: в их ведении находится торговля мясными, молочными продуктами, а также продуктами растениеводства. Здесь при наличии явных признаков порчи товара по мере возможности его исследуют на месте. Если у специалистов возникнут сомнения или дополнительные вопросы по качеству продукта, его отправят на доисследование в районную ветеринарную лабораторию. Как рассказал главный ветеринарный врач Дубоссарского района Михаил Пить, вся мясная, молочная и растительная продукция, реализуемая на рынке, перед тем, как попасть на прилавок, проходит исследование в лаборатории рынка. Каждый человек, перед тем, как купить данный товар, может потребовать у продавца талон из лаборатории.
Бывают случаи, когда продавец скрывает реализуемый товар, продаёт его «из-под полы» – у такого реализатора талончика нет, а следовательно, и качество товара не изучено: приобретать его опасно для здоровья.
В случае приобретения товара в любой другой торговой точке необходимо обратиться в Центр гигиены и эпидемиологии. По письменному (обязательно!) заявлению от потребителя или производителя в Дубоссарский ЦГиЭ оперативные работники направят продукт в лабораторию на исследование. После чего будет выдано заключение о соответствии или несоответствии исследуемого образца требованиям ГОСТ, где самым главным является оценка органолептических свойств продукта.
Какие исследования проводят в ЦГиЭ
Среди продуктов потребления особое внимание уделяется качеству питьевой воды. В лаборатории исследования проводятся более чем по двадцати показателям, основными из которых являются: мутность, цветность, жёсткость, нитраты, железо, сульфаты, остаточное содержание хлора и другие вещества, оказывающие влияние на здоровье человека. В речной и озёрной воде проводятся испытания на содержание растворённого кислорода, биологическое и химическое загрязнение, наличие нефтепродуктов и др.
Исследование воды позволяет собирать данные о её качестве и безопасности, а также изменении её состава на протяжении определённого периода. Ведь хорошо известно, что дисбаланс микроэлементов в питьевой воде приводит к поражению печени, почек, вызывает сердечнососудистые, желудочно-кишечные заболевания и т.д.
Санитарно-гигиеническая лаборатория также проводит широкий спектр исследований пищевых продуктов: молока, молочной, кисломолочной продукции, сыров на содержание жира, плотности, качества пастеризации, кислотности, белка, соды, аммиака. Исследуют мясо, мясные продукты, рыбу, консервы на соответствие ГОСТу по содержанию нитрита натрия, соли, влаги, жира, белка. Изучают также масла растительные и животные на влагу, перекисное, кислотное, йодное и цветное число, характеризующие качество продукта. Проводят исследование безалкогольных напитков на кислотность и сухие вещества. Алкоголь – на крепость, кислотность, содержание общей сернистой кислоты. Возможны исследования косметических средств, в том числе шампуни, кремы, зубные пасты, различные моющие средства.
Бактериологическая лаборатория Центра гигиены проводит исследования на общую бактериальную загрязнённость, а также на заражённость условно патогенной и патогенной микрофлорой объектов внешней среды: воздуха, воды, почвы и продуктов питания.
Микробиологический анализ, определение микрофлоры того или иного объекта поможет установить истину и определить степень свежести пищевого продукта. Ведь именно обсеменённость патогенными микроорганизмами, плесневыми грибами вызывает как порчу продукта, так и серьёзные пищевые токсикоинфекции.
Работа лабораторий в комплексе с другими отделами имеет одну основную задачу – предупреждение заболеваемости населения.
Из этого вытекает третье правило покупателя: «В случае приобретения недоброкачественного товара, обнаружения продукции с истёкшим сроком годности – необходимо передать претензию (заявление) в Центр гигиены и эпидемиологии».
Заявление пишется на имя главного врача, с указанием даты, имени и фамилии заявителя. В обязательном порядке необходимо указать время и место, где был приобретён товар. В случае если нет возможности лично принести документ, его могут передать родственники или соседи.
Такое заявление даёт право сотрудникам Центра провести внеплановую проверку торговой точки, установить условия и сроки хранения товара, произвести отбор продукции из поступившей партии, после получении результатов исследования принять соответствующие меры.
Именно такая открытая позиция потребителей позволяет поддержать лучших производителей, способствует развитию торговой сети и качественному обслуживанию, повышает уровень жизни и здоровье населения. Ваша гражданская позиция – залог успеха и процветания вашей семьи, города и страны!
Врач-лаборант ДЦГиЭ И.Т. Залевская
С материалом работала Анастасия Лукияненко
Поделиться