вторник, 16 ноября 2021 г.

Платить или не платить?


Случалось ли вам нечаянно что-то разбить в магазине? В наше время, когда товар стоит на полках и ты сам набираешь себе в корзину всё, что нужно, появилась такая проблема, как некстати падающие на пол банки, бутылки и прочие бьющиеся предметы. Или рассыпающиеся. Или просто приходящие в негодный или нетоварный вид после падения. Возникает вопрос: за чей счёт банкет? 

Часто бьются бутылки с алкоголем. Либо люди, которые их покупают, могут быть уже под его воздействием. Нередки случаи, когда ребёнок, пробегая мимо, зацепил товар. А порой и просто руки нагружены множеством покупок, подходишь к кассе, а тут раз – и улетела бутылка на кафельный пол. Звон разлетающихся осколков, лужа на полу. Покупатель растерян, а порой и испуган. И вот к такому морально подавленному человеку подходит охранник и вежливо (иногда не очень) просит оплатить испорченный товар. Должен ли покупатель платить? Как действовать? Какой закон?

За разъяснениями мы обратились в Службу государственного надзора Министерства юстиции ПМР. Как рассказала государственный инспектор в сфере технического обслуживания и защиты прав потребителей Наталья Чеботарь, момент передачи вещи имеет важное значение в договоре купли-продажи. «Риск случайной гибели или случайного повреждения товара переходит на покупателя с момента, когда, в соответствии с законом, продавец считается исполнившим свою обязанность по передаче товара покупателю. До этого момента все риски, связанные со случайной гибелью или повреждением товара, лежат на собственнике данного товара, т.е. на продавце. Покупатель не обязан платить за случайно повреждённый товар», – говорит Наталья Чеботарь. 

Перечислим случаи, когда в возникшей ситуации виновен магазин. Во-первых, если в торговом зале узкие проходы, которые не отвечают нормам, или же эти проходы заставлены коробками, «горками» из товара. Во-вторых, если товар расположен на стеллаже неустойчиво и, взяв одну банку, покупатель разрушил «всю конструкцию». В-третьих, если в магазине мокрый пол и покупатель испортил товар поскользнувшись. И напоследок: если товар разбился, упав с ленты на кассе. Во всех этих случаях вина полностью лежит на магазине и никто не вправе требовать возмещения ущерба. 

Заставить покупателя оплатить разбитый товар магазин имеет возможность только в одном случае – если в судебном порядке докажет, что покупатель нанёс ущерб умышленно. «В соответствии со статьёй 1099 Гражданского кодекса ПМР, вред, причинённый личности или имуществу гражданина, а также вред, причинённый имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объёме лицом, причинившим вред», – отмечает Наталья Викторовна.

Перечислим случаи, в которых вина за нанесённый ущерб лежит на покупателе. Когда покупатель взял в руки товар и по неосторожности выронил его, и разбил. Если к порче товара привело «неестественное» поведение покупателя в торговом зале: бег, драки, нахождение в состоянии алкогольного опьянения и прочее. Также оплатить покупку придётся, если покупатель намеренно разбил тот или иной товар. В этих случаях причинён магазину ущерб по вине потребителя и он обязан его возместить в полном объёме.



Поделиться