среда, 22 сентября 2021 г.

Всё, что заставляет плакать и смеяться

Недавно – впрочем, всё в нашей жизни буквально недавно – довелось посетить последнюю, к сожалению, выставку в жизни Анатолия Ивановича Колчака. Вокруг художника царила суета, он отвечал на многочисленные вопросы и принимал поздравления от коллег, учеников. Вспышки фотокамер ловили теплоту и мудрость в глазах Анатолия Ивановича, и казалось, что он бесконечно счастлив видеть столько людей рядом. Отсняв несколько кадров, я пыталась раствориться в толпе и, наконец, самой полюбоваться картинами, как вдруг обратила внимания на шёпот позади себя.


КРАСКИ СВЕТА

Инвалидную коляску, в которой сидел Анатолий Колчак, везла художница Дильнара Турсунова и оживлённо обсуждала с ним изображения на картинах. Казалось, что они никого не замечают и находятся будто на другой планете. Непременно нужно запечатлеть этот момент и сделать снимок.

Потом мне довелось побывать и на персональной выставке художницы Дильнары Асымжановны. Казалось, что все краски света собраны воедино и здесь царствует её величество Весна, до того ярко и светло было в картинной галерее: графика, гуашь, масло и акварель. Все работы отличал оригинальный стиль и направление. Молдавский этнос гобеленов перекликался с импрессионистской утончённостью полотен, а самобытные куклы могли украсить подмостки любого театра. Но особенно приковывало внимание изображение цветов: они были словно живые. От картин будто исходило дыхание лета – аромат подсолнухов, пионов, лаванды, и кружит голову от всей этой красоты.

О КОМ ХОЧУ ПОВЕДАТЬ

На очередных выходных решила посмотреть какой-нибудь хороший фильм. И тут мне попалась рецензия о страстной и бунтарской натуре и творчестве, движущей силой которого являлась любовь. В возрасте 18 лет Фрида перенесла аварию, которая в корне изменила всю её жизнь и в дальнейшем лишила возможности иметь детей. В центре внимания кинокартины – сложные отношения Фриды и её супруга художника Диего Ривера. Душевные терзания художница переносила на свои полотна. В них много боли, фонтан чувств и острого откровения. «В моей жизни было две аварии: одна, когда автобус врезался в трамвай, другая – это Диего», – говорила Фрида Кало.

Дильнара Турсунова

МЕЧТА ПО ИМЕНИ ДИЛЬНАРА

На следующий день я твёрдо знала, о ком хочу поведать любимым читателям, и решила встретиться с художницей Дильнарой Турсуновой.

На вопрос, какая у неё любимая работа, она ответила: «Все. А лучшая, я надеюсь, впереди. Каждую из них любишь всем сердцем и не хочешь от себя отпускать. Это как любовь…».

Художница по линии отца уйгурка, а по материнской – украинка. С уйгурского имя Дильнара переводится как мечта. Её родители познакомились на комсомольской стройке в Ташкенте, там и родилась моя героиня. Но вскоре молодая семья переехала в Дубоссары. Родители трудились на швейной фабрике, а Диля, словно оправдывая своё имя, росла лёгкой, воздушной и необыкновенной девочкой. И в хоре занималась, и в художественную школу ходила, и комсомольской вожатой была, а ещё лазила по деревьям и через заборы гораздо быстрее, чем мальчишки.

КУКОЛКИ БЕЗ НОСИКА

«Когда Вы взяли в руки кисть?» – «В детском саду я рисовала куколок, но без носика. Считала, что дырочки похожи на пятачок свинки. И этот фактор вызвал беспокойство у воспитателей, они вызвали родителей на беседу, но на меня так и не повлияли их уговоры. Мои куколки так и остались без носика».

Как показало время, действительно маленькая художница была права, что не послушала взрослых. Вскоре один из рисунков Дили был показан в знаменитой в советское время телепередаче «Выставка Буратино». Сюжет передачи состоял в том, что на заранее заданную тематику ребята присылали свои рисунки, которые комментировали Буратино и художник. Художник рассказывал, как лучше построить композицию картины, какие лучше краски использовать. Также показывались картины профессиональных художников. В адрес программы приходили мешки писем с рисунками, лучшие из которых отбирались для телепередачи.

После окончания школы жизнь Дильнары стала похожа на серпантин – такая же извилистая, с крутыми петлями и ведущая в бескрайние просторы. По настоянию родителей девушка поехала в Казахстан, там она встретила свою первую любовь, стала мамой и трудилась на фарфоровом заводе. Затем она возвращается в Дубоссары и поступает в Приднестровский госуниверситет на преподавателя изобразительного искусства.

СЧАСТЬЕ БЫТЬ МАТЕРЬЮ

В лихие девяностые найти работу было весьма непросто, и Дильнара устраивается на работу в детский сад. С теплотой вспоминает это время моя героиня и подчёркивает, что именно тогда почувствовала, что, отдавая любовь детям, она становится невероятно счастливой. «Детки ходили за мной повсюду гуськом и были похожи на маленьких пингвинят (улыбается). Прошло много лет, они стали взрослыми, но при встрече могут обнять меня прямо на улице. Дети – это чудо на нашей земле, как здорово, что природа их так задумала. Они такие чистые и светлые создания, что рядом с ними становишься лучше!» – подчёркивает художница.

Так сложились обстоятельства, что Дильнара стала воспитывать сыновей самостоятельно, и говорит, что нет большего счастья для женщины, чем быть матерью. Кстати, художница мне поведала, что до рождения детей видела чёрно-белые сны, а после они стали радужными.

ВСЁ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ПЛАКАТЬ И СМЕЯТЬСЯ

В 1996 году Дильнара узнаёт от своей лучшей подруги, художницы Оксаны Пономаренко, что в детской художественной школе появилась вакансия педагога, и с тех пор Дильнара Турсунова преподаёт. За эти годы многие её ученики связали свою жизнь с искусством. А полотна самой художницы находятся в частных коллекциях не только Приднестровья, Молдовы, но и России, Македонии, Словакии и Польши.

«Ваш источник вдохновения?» – «Жизнь! Всё, что заставляет меня плакать и смеяться». – «Что бы Вы хотели сказать и пожелать нашим читателям?» – «Сказать, что жизнь – прекрасна! А пожелать – любить и быть любимыми».

Яна Сакка



Поделиться