КРАСКИ СВЕТА
Инвалидную коляску, в которой сидел Анатолий Колчак, везла
художница Дильнара Турсунова и оживлённо обсуждала с ним изображения на
картинах. Казалось, что они никого не замечают и находятся будто на другой планете.
Непременно нужно запечатлеть этот момент и сделать снимок.
Потом мне довелось побывать и на персональной выставке
художницы Дильнары Асымжановны. Казалось, что все краски света собраны воедино
и здесь царствует её величество Весна, до того ярко и светло было в картинной
галерее: графика, гуашь, масло и акварель. Все работы отличал оригинальный
стиль и направление. Молдавский этнос гобеленов перекликался с
импрессионистской утончённостью полотен, а самобытные куклы могли украсить
подмостки любого театра. Но особенно приковывало внимание изображение цветов:
они были словно живые. От картин будто исходило дыхание лета – аромат
подсолнухов, пионов, лаванды, и кружит голову от всей этой красоты.
О КОМ ХОЧУ ПОВЕДАТЬ
На очередных выходных решила посмотреть какой-нибудь хороший
фильм. И тут мне попалась рецензия о страстной и бунтарской натуре и
творчестве, движущей силой которого являлась любовь. В возрасте 18 лет Фрида
перенесла аварию, которая в корне изменила всю её жизнь и в дальнейшем лишила
возможности иметь детей. В центре внимания кинокартины – сложные отношения
Фриды и её супруга художника Диего Ривера. Душевные терзания художница
переносила на свои полотна. В них много боли, фонтан чувств и острого
откровения. «В моей жизни было две аварии: одна, когда автобус врезался в
трамвай, другая – это Диего», – говорила Фрида Кало.
МЕЧТА ПО ИМЕНИ ДИЛЬНАРА
На следующий день я твёрдо знала, о ком хочу поведать
любимым читателям, и решила встретиться с художницей Дильнарой Турсуновой.
На вопрос, какая у неё любимая работа, она ответила: «Все. А
лучшая, я надеюсь, впереди. Каждую из них любишь всем сердцем и не хочешь от
себя отпускать. Это как любовь…».
Художница по линии отца уйгурка, а по материнской –
украинка. С уйгурского имя Дильнара переводится как мечта. Её родители
познакомились на комсомольской стройке в Ташкенте, там и родилась моя героиня.
Но вскоре молодая семья переехала в Дубоссары. Родители трудились на швейной
фабрике, а Диля, словно оправдывая своё имя, росла лёгкой, воздушной и
необыкновенной девочкой. И в хоре занималась, и в художественную школу ходила,
и комсомольской вожатой была, а ещё лазила по деревьям и через заборы гораздо
быстрее, чем мальчишки.
КУКОЛКИ БЕЗ НОСИКА
«Когда Вы взяли в руки кисть?» – «В детском саду я рисовала
куколок, но без носика. Считала, что дырочки похожи на пятачок свинки. И этот
фактор вызвал беспокойство у воспитателей, они вызвали родителей на беседу, но
на меня так и не повлияли их уговоры. Мои куколки так и остались без носика».
Как показало время, действительно маленькая художница была
права, что не послушала взрослых. Вскоре один из рисунков Дили был показан в
знаменитой в советское время телепередаче «Выставка Буратино». Сюжет передачи
состоял в том, что на заранее заданную тематику ребята присылали свои рисунки,
которые комментировали Буратино и художник. Художник рассказывал, как лучше
построить композицию картины, какие лучше краски использовать. Также
показывались картины профессиональных художников. В адрес программы приходили
мешки писем с рисунками, лучшие из которых отбирались для телепередачи.
После окончания школы жизнь Дильнары стала похожа на
серпантин – такая же извилистая, с крутыми петлями и ведущая в бескрайние
просторы. По настоянию родителей девушка поехала в Казахстан, там она встретила
свою первую любовь, стала мамой и трудилась на фарфоровом заводе. Затем она
возвращается в Дубоссары и поступает в Приднестровский госуниверситет на
преподавателя изобразительного искусства.
СЧАСТЬЕ БЫТЬ МАТЕРЬЮ
В лихие девяностые найти работу было весьма непросто, и
Дильнара устраивается на работу в детский сад. С теплотой вспоминает это время
моя героиня и подчёркивает, что именно тогда почувствовала, что, отдавая любовь
детям, она становится невероятно счастливой. «Детки ходили за мной повсюду
гуськом и были похожи на маленьких пингвинят (улыбается). Прошло много лет, они
стали взрослыми, но при встрече могут обнять меня прямо на улице. Дети – это
чудо на нашей земле, как здорово, что природа их так задумала. Они такие чистые
и светлые создания, что рядом с ними становишься лучше!» – подчёркивает
художница.
Так сложились обстоятельства, что Дильнара стала воспитывать
сыновей самостоятельно, и говорит, что нет большего счастья для женщины, чем
быть матерью. Кстати, художница мне поведала, что до рождения детей видела
чёрно-белые сны, а после они стали радужными.
ВСЁ, ЧТО ЗАСТАВЛЯЕТ ПЛАКАТЬ И СМЕЯТЬСЯ
В 1996 году Дильнара узнаёт от своей лучшей подруги,
художницы Оксаны Пономаренко, что в детской художественной школе появилась
вакансия педагога, и с тех пор Дильнара Турсунова преподаёт. За эти годы многие
её ученики связали свою жизнь с искусством. А полотна самой художницы находятся
в частных коллекциях не только Приднестровья, Молдовы, но и России, Македонии,
Словакии и Польши.
«Ваш источник вдохновения?» – «Жизнь! Всё, что заставляет
меня плакать и смеяться». – «Что бы Вы хотели сказать и пожелать нашим
читателям?» – «Сказать, что жизнь – прекрасна! А пожелать – любить и быть
любимыми».