После завершения восстановительных работ на Запорожской ГЭС руководству этой строительной организации было предложено возглавить строи тельство первой ГЭС на Днестре – Дубоссарской.
Из Запорожья в Дубоссары приехало руководство: начальник строительства И. Шутиков, главный инженер А. Горохов, заместитель главного инженера В. Левченко, зам. начальника строительства по снабжению Г. Запорожченко, начальник ОРС П. Нагорный, главный бухгалтер Е. Копейка, парторг В. Гмыринков, секретарь комсомольской организации Дымура и многие семьи строителей, восстанавливавших Запорожскую ГЭС: Ефановы, Брюховы, Камбаровы, Матвеевы, Прилипины, Стряпкины, Дымовские, Ровда, Гультяе вы, В. Костенко, Л. Юрьев, Сова, Камышан, Курбатовы, Стебловы, Чумаченко, Лисины, Парабины, Гофманы, Андрш, Д. Наумецкий, Ю. Кононенко, Мунческул, Крушельницкий, Басько, А. Залетова.
На стройку приезжали семьями со всего Советского Союза. Одновременно велось и строительство подсобных подразделений – это АТК, Дубоссары-ГЭСстрой, Лесозавод, ЖБИ, ОГМ и жильё для строителей. Начальником основных сооружений был Перьмяков, начальник строительства подсобных объектов и жилья Харченко, прорабы Гупалов и Дурбала. Огромный вклад в строительство Дубоссарской ГЭС внесли работники автохозяйства «Дубоссары-ГЭСстрой», на которых хочу остановиться более подробно, так как я работал в этом коллективе до окончания строительства ГЭС.
В автохозяйстве были две автоколонны бортовых автомобилей ЗИС-5, ГАЗ-51, ЗИЛ-150, самосвалов ГАЗ-93 и ЗИЛ-585. Бортовики работали в две смены, а самосвальщики – в три. Первым начальником АТК был В. Ященко, начальником эксплуатации – Г. Порожан, гл. инженером – Дзюба, гл. бухгалтером – Н. Камышан, старшим диспетчером – Н. Нереуцкий. После ухода Ященко начальником АТК стал Н. Филатов, диспетчерами были: В. Курбатова, Л. Бенклеева, В. Завтур, М. Чугуева, В. Зайчук, В. Сигурка, Лисина, завгаром – П. Гриценко, механиками – Н. Кожухарёв, Дикусар, В. Грабовский и другие.
На возведении плотины работали 3-5 экскаваторов и 15- 25 автосамосвалов в три смены на перевозке грунта и бетона. Большая ответственность лежала на автохозяйстве. Прерывать заливку бетонного блока ГЭС было нельзя, и, если выходил из строя хоть один самосвал, диспетчер строительства, который круглые сутки находился на плотине, звонил диспетчеру АТК в любое время суток для исправления ситуации.
Самосвальная колонна отвечала за перевозку грунта и бетона на плотину, обеспечение завода ЖБИ гравием и песком из Кочиерского и Калиновского карьеров. Бортовики также участвовали в перевозке строи тельных материалов для строительства жилого фонда, магазинов, столовых, Дома культуры и других объектов.
Так как в Дубоссарах нет железной дороги, все грузы со всего Советского Союза прибывали на Рыбницкую базу, начальником которой был Каюмов. Работниками ремзоны были бригадир Рудой, токарь Толмачев В., моторист Кондрашов, кузнецы Мунтян, Цыня, зав. складом И. Мотузенко, начальник снабжения В. Решнев. И благодаря слаженной работе автоколонны сбоев и срывов сроков введения в строй строительных объектов не было.
Нужно отметить, что все подразделения Дубоссары ГЭСстрой работали слаженно и ответственно. Руководство строительства делало всё возможное, чтобы рабочие были обеспечены всем необходимым.
Отдел по рабочему снабжению (ОРС) открыл четыре магазина, две столовые, и при необходимости, по заявке прорабов, возили обеды непосредственно на стройплощадку. ОРС обеспечивал рабочих углём, так как центрального отопления тогда не было.
Были построены две школы, три детсада и одни детские ясли. Особое внимание руководства было обращено на строительство жилья, которое заселяли в кратчайшие сроки. После работы и в выходные дни строителям было где отдохнуть и провести время.
Дом культуры (бывший клуб колхоза «13 лет Октября») располагался на территории нынешнего парка Энергетиков. Одновременно велось строительство Дома культуры «Строитель» (ныне ДДЮТ), который был сдан в эксплуатацию в конце 1953 года. Комсомольской организацией был заложен парк возле Дома культуры. И сейчас, проходя через парк, вижу, что есть ещё деревья, посаженные нами.
В ДК был кинозал и различные кружки: хоровой кружок, кружок кройки и шитья, драмкружок и др. В летнее время открывался летний кинотеатр (на этом месте сейчас расположена швейная фабрика). Также на комсомол была возложена обязанность озеленения построенных улиц, а АТК выделяла транспорт на полив посаженных тополей и клёнов. В то время Дубоссары даже называли городом тополей.
Коллектив строителей был многонациональным – плечом к плечу трудились русские, украинцы, молдаване, евреи, чехи, татары, башкиры, и все были как одна семья. Не было ни одного случая, чтобы происходили конфликты на национальной почве. Вообще в Дубоссарах в те времена не было серьёзных нарушений законов и порядка. Молодёжь в свободное время училась на курсах сварщиков, электриков, монтажников, а так же в вечерней школе. Например, водитель Заблоцкий Е. окончил вечернюю школу, поступил в Харьковский автомобильный институт, после окончания которого был назначен начальником отдела эксплуатации АТБ-15, а в 1960 г. – начальником отдела грузовых перевозок в Тираспольском автоуправлении. После ликвидации Тираспольского управления был назначен начальником управления грузовых перевозок Министерства автомобильного транспорта МССР.
И это был не единичный случай. В. Белый работал на стройке электромонтажником, а после окончания Одесского института стал начальником Мехколонны-3. На строительстве в отделе главного механика с самого начала стройки работал И. Герман, а его супруга Р. Герман работала на подстанции до самого конца строительства ГЭС. Строили и не думали даже, что их сын – Б. Герман будет руководить построенной ими электростанцией.
Сейчас из строителей Дубоссарской ГЭС живут в Дубоссарах всего 8 человек: В. Костенко, В. Гончарук, Ю. Зайчук, М. Грабаровская, Л. Юрьев, В. Зайчук, И. Новицкая, А. Залетова.
После окончания строительства Дубоссарской ГЭС начальник строительства Шутиков Илья Афанасьевич был назначен начальником строительства Кучурганской ГРЭС. На эту стройку уехала небольшая часть строителей. Большинству понравились Дубоссары, и они всю свою жизнь связали с этим городом. На базе ГЭСстрой были образованы СУ-45 Министерства строительства МССР, Мехколон на-3, которая электрифицировала Дубоссарский, Рыбницкий, Григориопольский районы. АТК «Дубоссары-ГЭСстрой» стала АТК-12 Молдавского Совнархоза, а в 1960 г. объединилась с АТБ-15 Министерства автомобильного транспорта МССР. Все эти организации продолжали строить жильё, заводы и другие объекты. Все пятиэтажки города, пивзавод, швейная фабрика, реставрация табакзавода и механзавода – дело рук строителей и транспортников. Дубоссарцы, которые любили свой город, свою Родину, делали всё для дальнейшего их процветания.
Воспоминаниями делился ветеран строительства ДГЭС В.К. Зайчук (13.12.2019 г.)