понедельник, 20 января 2020 г.

Огонь мечты и холод времени

О сильной женщине
У поколения героини нашего очерка была одна судьба на всех – война, голод и восстановление разрушенной страны. Смерть приходила почти в каждый дом: кто не погибал на войне, умирал от голода в послевоенные годы. Мы многое знаем о той войне и что следовало за ней. Но волосы встают дыбом от тех подробностей, которые рассказывают живые очевидцы. Одна из них – Елена Петровна Сичевская, на плечи которой выпала тяжёлая судьба, которая её пыталась сломить, но не смогла.



Елена Петровна родилась в 1933 году в микрорайоне «Большой Фонтан» нашего города, где и по сей день проживает. Ей было 8 лет, когда пришла Великая Отечественная война, которая забрала у неё отца – он погиб под Будапештом. Засевшие в Дубоссарах фашисты выносили из домов всё что находили, в поисках еды копошились даже в золе печи, – а вдруг и там что-то вкусное от них скрыли. Накануне освобождения Дубоссар жителей предупредили, что будет бой и рекомендовали спрятаться в подвалах. «Как сейчас помню, прискакал разведчик на белом коне и сказал, что идут наши, просил приготовить для них еды и спрятаться от бомбёжки. Помню мама напекла лепёшек, а вечером мы услышали, как бежали немцы, они громко кричали. Наши гнали их на другой берег Днестра», –вспоминает Елена Петровна.

После войны трудные времена не ушли. Елена Петровна остаётся с сестрой и мамой. В колхозе они обрабатывали 5 гектаров земли. Было очень тяжело, работали до изнеможения, на морозе собирали уже покрытый льдом урожай. Топить печку было нечем, приходилось сжигать сухую траву. От холода у сестры Елены Петровны  образовалось крупозное воспаление лёгких, в результате чего она умерла, – ей было всего 10 лет.

Время было очень строгое. Однажды председатель колхоза поймал работников на краже кочанов кукурузы, в числе которых была и мама нашей героини очерка. За кражу 50 кочанов мать Елены Петровны приговорили к 6 годам лишения свободы. «Долгое время мы даже не знали где она отбывает наказание, а позже из писем выяснилось, что её отправили восстанавливать разрушенный Сталинград».

Юная Елена Петровна остаётся одна. «Я не могу вам передать, как мне было тяжело и трудно», – с мокрыми глазами продолжает беседу Елена Петровна. Помимо работы в колхозе обрабатывала огород дома, который имел почти гектар. Одну в беде не оставил дядя с его женой, помогали ухаживать за огородом. Елена Петровна  часть собранной кукурузы продавала, сама молола муку. Отправляла посылки маме, которую кормили очистками от овощей. «Писать я не умела, просила подписывать посылки тётю, в итоге как выяснилось, она их отправляла от своего имени, не упоминая обо мне». Потом работала грузчиком в Григориополе, Криулянах, Рыбнице. «Тяжелее всего было в Криулянах, приходилось поднимать мешки с пшеницей, которые весили до 70 килограмм и тащить их в гору. И я даже не представляю, откуда у меня столько сил было», вспоминает Елена Петровна.

Время шло, вернулась мама, война не дала возможности окончить школу и получить более престижную работу, но Елена Петровна поставила для себя цель выбраться из колхоза. Сделать это было непросто. Предстояло получить паспорт и трудовую книжку. «Я узнала, что вербуют людей на Челябинский тракторный завод, очень хотела стать трактористкой, даже собрала чемоданы и снялась с учёта в сельсовете, мама плакала и просила, чтобы я не уезжала, злые люди причитали мне в след – чтоб ты никуда не уехала. Чуть не опоздала, машина с людьми уже собиралась отъезжать, когда я пришла. Но меня не взяли из-за отсутствия паспорта и трудовой книжки. Как я потом ревела…». Елена Петровна пошла работать в райсоюз, изготавливала соки из овощей и фруктов. Работала затем и на табачном заводе – таскала тяжеленные тюки, на деревообрабатывающем – носила доски, на хлебозаводе  стояла у большой печи 6 лет с обожжёнными руками. За годы работы в колхозах и заводах получила раны, переломы, вывихи и растяжения связок рук.

Личная жизнь была не сладкой. К производственным ранам, добавились раны, нанесённые мужем. Ещё одна война, теперь уже 92-го года между Приднестровьем и Молдовой, унесла жизнь сына – Александра. После последнего перелома она передвигается с помощью ходунков. Но не осталась в итоге одна, сегодня Елену Петровну поддерживают двое сыновей – Геннадий и Пётр.

Нужно было выучить троих детей, с мужем Елена Петровна была в разводе. «Я хотела, чтобы дети выучились, окончили институт, потому что я сама очень хотела выучиться, мама мне не позволяла, сказала – я тяну сапу, и ты будешь вместе со мной тянуть. Потом я всю жизнь училась, и даже когда мне было 50 лет, училась в Голерканах на лаборанта в доме отдыха».

И ещё хотелось бы упомянуть о работе на нашей швейной фабрике, где поначалу она устроилась утюжницей, работала быстро, да так, что ей начали подкидывать работу с других смен. Бригада была очень слабой, но благодаря Елене Петровне они вышли на первое место. Потом училась работать на швейном станке, на экзаменах практику сдала на отлично. И сама ещё выучила 8 человек. «Мне говорили: Ты руками работаешь быстрее, чем этот станок!». Стала лучшим мастером по профессии, её портрет весел на доске почёта, получала премии. «Однажды, из Кишинёва заказали у нас пошив сложной модели. Эту работу доверили только мне. Чем вызвала зависть коллег, которые дольше меня работали на фабрике», – вспоминает Елена Петровна.

Уметь выполнять работу и иметь огромный стаж в работе – это разные вещи, потому что можно всю жизнь трудиться, но так и не добиться результатов. Так вышло и с Еленой Петровной, приступая к новой работе, она быстро и качественно её выполняла и даже лучше, чем коллеги со стажем. «Я такой человек, что должна отвечать за всё». Трудолюбие и успехи часто вызывали негативную реакцию со стороны коллег. Это стало причиной частых смен работы. Она заслуживала похвал и уважение от начальства за короткий срок. За примерный труд Елену Петровну дважды представляли к награждению медалями, но она от них отказалась. На хлебозаводе заслужила подарок от руководства – газовую плиту. Коллеги давно работающие возмущались, что они давно трудятся, а газовую плиту отдали новенькой. Где бы не работала Елена Петровна, всюду встречалась с чёрной завистью со стороны её коллег. «Я не могла работать спокойно в такой обстановке, мне устраивали козни, а подлых людей я не могу терпеть, лучше я уволюсь, чтобы не видеть этих людей и забыть про них».

Елена Петровна стояла в очереди на получение квартиры, и была уже шестой по счёту, уже было известно, что квартиру получит в новом доме построившимся по улице Ломоносова. Но рухнул Советский Союз, а вместе с ним и очередь на получение жилья. В горсовете Елену Петровну поставили в новую очередь в самый конец, а позже, пошли к ней на встречу, и квартиру она получила, однако не в новом доме, а в квартире, где ранее проживала и умерла старушка. «Всюду было очень грязно, было страшно смотреть на эти комнаты, не говоря уже о том, чтобы жить в них». Горсовет помог сделать ремонт, Елена Петровна ещё его доделала и прожила в квартире 3 года, а после того как погиб сын на войне 92-го, написала дарственную на его дочь.

Елене Петровне, не смотря на все трудности, которые уготовила для неё судьба, удалось воспитать и поставить на ноги детей, женить их. У сыновей уже свои дети и своя порой не лёгкая судьба, свои взлёты и падения. «Когда я могла, и позволяло здоровье, я всем всегда помогала. Мне всех людей жалко, и сейчас их жалею, но, к сожалению, не могу уже ни чем помочь».

Максим Кадриченко