пятница, 28 марта 2025 г.

Буллинг – как остановить травлю ребёнка?

Недавно в молдавских СМИ появилась новость: 13-летний мальчик скончался в Институте матери и ребёнка в Кишинёве после травмы ноги, полученной в школе. Семья утверждает, что он подвергался буллингу, а ногу ему повредили одноклассники прямо на уроке. 

Как и во многих странах мира, тема буллинга актуальна и для приднестровских школьников. Приднестровские педагоги продолжают активную борьбу с травлей среди подростков. На одном из вебинаров, инициированном Министерством просвещения ПМР и Ассоциацией практических психологов, были представлены результаты исследования о психологической безопасности в школах. В результате исследования, проведённого в 2024 году, в котором участвовали 1972 студента и 7167 школьников, было выявлено, что больше половины приднестровских школьников сталкивались с фактами издевательства одних людей над другими (буллинга) в учебных заведениях. При этом 19,3% опрошенных сталкивались с этим явлением часто, 34,9% сообщили, что такое происходит редко. По мнению школьников, чаще всего травля встречается в школе (это отметили 36% опрошенных, ещё 14,9% выбрали вариант «в классе») либо в интернете (так считает 37,1%). Чаще всего издевательства в школе выражаются в оскорблениях, унижении и порче личного имущества. 

Важно понимать, что буллинг – это не просто детские шалости, а реальная угроза, способная оставить глубокий след в жизни подростков. Системное исследование, проведённое в ряде стран, показало, что буллинг имеет негативные последствия не только для жертв, но и для самих агрессоров, которые, попадая в замкнутый круг насилия, теряют возможность развивать эмоциональный интеллект и навыки позитивного взаимодействия. По сути, они также становятся жертвами собственного поведения, создавая токсичную атмосферу в учебных заведениях. 

Однако ситуация не безнадёжна. Важным шагом к её улучшению является активное участие педагогов, родителей и самих учащихся в борьбе с этим явлением. Введение программ по профилактике буллинга, открытые разговоры о проблемах, с которыми сталкиваются дети, – это необходимые меры, которые могут помочь создать безопасную школьную среду. Буллинг – это социальная проблема, которая требует комплексного подхода. Только совместными усилиями мы сможем создать атмосферу, безопасную для всех детей, способную поддерживать их стремление к обучению и развитию. Адекватное внимание к этой проблеме – шаг к построению светлого будущего, где каждый ребёнок будет чувствовать себя защищённым и востребованным.

О том, что такое современный буллинг, действительно ли это явление в последнее время стало более агрессивным и, самое главное, как правильно решать проблему, мы поговорили с педагогом-психологом Дубоссарской гимназии № 1 Кобылянской Алёной Ивановной.

– Алёна Ивановна, давайте начнём с основного вопроса. Что такое буллинг? 

– Буллинг – это систематическое преследование и агрессивное поведение по отношению к конкретному человеку. Важно понимать, что буллинг – это не единичный конфликт или случайная ссора, а регулярное давление, будь то физическое, психологическое или социальное. При этом в своей практике мы стараемся избегать слова «буллинг», заменяя его на «травлю», «преследование», «запугивание». Почему? Потому что само слово «буллинг» стало слишком популярным и порой используется не по назначению. Например, когда ребёнок просто поссорился с другом, он может сказать, что его «буллят». Это размывает смысл проблемы. 

– Какие причины чаще всего приводят к травле в школьной среде? 

– Причины могут быть разными. Одна из основных – желание утвердиться в коллективе. Дети часто стремятся занять более высокую социальную позицию, и некоторые прибегают к агрессии, чтобы выделиться. Ещё один важный момент – перенос агрессии. Часто обидчиками становятся дети, которые сами подвергаются давлению дома или в другой среде. Они испытывают психологический дискомфорт и пытаются справиться с ним, проецируя агрессию на более слабых. Также имеет значение уровень эмоционального интеллекта. Если ребёнок не умеет выражать свои эмоции здоровым способом, он может прибегнуть к запугиванию, чтобы почувствовать себя сильнее. 

– Какие формы травли наиболее распространены в школах сегодня? 

– Существует несколько видов травли. Физическая – удары, толчки, порча личных вещей. Вербальная – насмешки, угрозы, унизительные прозвища. Социальная – исключение из группы, распространение слухов. Кибербуллинг – травля через социальные сети, мессенджеры. Если раньше чаще встречалась физическая травля, то сейчас её стало меньше. Сегодня преобладают вербальная, социальная и кибербуллинг, так как интернет даёт возможность обидчикам нападать анонимно, а социальная изоляция может быть даже болезненнее, чем физическое насилие.

– Какие роли есть в травле? Всегда ли они остаются неизменными? 

– В любой ситуации травли есть три основные роли. Агрессор – тот, кто унижает других. Жертва – тот, кто подвергается травле. Свидетели – те, кто видят происходящее. Важно понимать, что эти роли могут меняться. Например, ребёнок, который был жертвой, может стать агрессором в другой ситуации. Свидетели, если они пассивны, тоже играют свою роль, ведь их молчание даёт обидчику ощущение вседозволенности. 

– Какие меры принимают школы для профилактики травли? 

– Сейчас школы активно работают над предотвращением травли. Среди распространённых методов: тематические классные часы по вопросам дружбы, толерантности, взаимоуважения; ролевые игры для развития эмпатии и умения решать конфликты. Также проводим в классах анкетирование, чтобы понимать картину, которая складывается в школах и классах в конкретный период времени; беседы с психологами в форме групповых обсуждений. Ещё один важный пункт работы – наглядные пособия: стенды, памятки, напоминания о важности доброжелательности. Дети не всегда могут помнить, что делать, если они стали свидетелями буллинга. Именно для этого в классах мы размещаем брошюры, к которым ребёнок всегда может обратиться. Соответствующие памятки раздаём и родителям на собраниях. Ведь очень важно взаимодействие школы, родителей и самих учеников. Только совместными усилиями можно создать безопасную среду.

– Приведите пример, когда совместными усилиями получилось изменить ситуацию.

– Могу рассказать о простом случае. Ребёнку на протяжении долгого времени одноклассники в столовой в еду подсыпали соль. Узнав об этом от «наблюдателей», мы просто пересадили ребёнка за другой стол, всё – конфликт был разрешён. Это пример простой, но показательный – каждый из участников ситуации может повлиять на неё как в хорошую, так и в негативную сторону.

– Какие советы можно дать детям, если они стали жертвами травли? 

– Во-первых, конечно, не молчать. Нужно рассказать об этом взрослым, которым доверяете: родителям, учителям, школьному психологу. Не стесняться просить о помощи и не отвечать агрессией на агрессию, так как это может усугубить ситуацию. Проявлять уверенность: агрессоры чаще выбирают тех, кто выглядит беззащитным. Если травля происходит в интернете, важно не вступать в перепалку и блокировать агрессоров. 

– А как в этой ситуации должны себя вести родители? 

– Родителям важно не обвинять ребёнка и не говорить фраз типа: «Ты сам виноват», «Просто не обращай внимания». Нужно прежде всего, понять истинную причину происшедшего с ним и·убедиться, что ваш ребёнок действительно стал жертвой школьного буллинга. Дальше следует сообщить об этом учителю и школьному психологу и сообща найти пути выхода из сложившейся ситуации. Если ребёнок был сильно напуган и потрясён случившимся, не отправлять его на следующий день в школу, при сильно пережитом стрессе попытаться перевести ребёнка в другой класс или даже в другую школу, а в случае развития посттравматического стрессового синдрома немедленно обратиться к специалистам. Также следует знать, что ни в коем случае не стоит игнорировать случившееся с ребёнком и пускать всё на самотёк. Учите детей конструктивно решать проблемы, без агрессивности, хвалите их, когда у них это получается. Хвалите их, когда они хорошо себя ведут – это поможет им поднять самооценку. Ребёнок должен быть уверен в себе, чтобы отстоять свою точку зрения. Спросите у детей, как прошёл их день в школе, внимательно выслушайте, что они говорят о своих одноклассниках и проблемах. Если вы видите, что кого-то обижают, обязательно вступитесь за ребёнка, даже если обидчиком является ваше чадо. Призывайте ребёнка оказывать помощь тем, кто в ней нуждается. И ещё – никого не обижайте сами. Если детей обижают дома, они будут вымещать злость на других. Если ваш ребёнок видит, что вы обижаете кого-то другого, насмехаетесь над ним или сплетничаете о ком-то, он будут поступать так же. 

– И, наверное, самый сложный вопрос – что делать родителям, если их ребёнок стал агрессором?

– Это действительно сложная ситуация, и важно не реагировать агрессивно. Многие родители сразу начинают ругать ребёнка, но это не решает проблему. Вместо этого нужно понять причину, почему ребёнок так себя ведёт. Возможно, он сам испытывает стресс, тревогу, проблемы в семье. Научить его альтернативным способам выражения эмоций: агрессия часто возникает из-за неумения справляться с чувствами. Показать последствия травли: иногда дети не осознают, насколько сильно ранят других. Ребёнок-агрессор тоже нуждается в помощи. Наша цель – не наказать его, а помочь ему измениться. 

– Как родители могут заметить, что их ребёнок стал жертвой травли? 

– Есть несколько признаков: ребёнок становится замкнутым, тревожным, раздражительным, избегает школы, придумывает причины не идти туда; может появиться нервный тик, печальный вид, беспокойство, тревожность; иногда возникает нарушенный сон, кошмары, длительное подавленное состояние, учащаются простуды и другие заболевания; ребёнок становится склонным к уединению, не хочет общаться со сверстниками, пропадает аппетит; появляются необъяснимые синяки или порванные вещи. Если родители замечают подобное, важно сразу начать диалог. Но решать проблему должны все вместе – семья, школа и сам ребёнок. 

– Как вы считаете, стал ли буллинг в современном мире более распространённым? 

– Думаю, что буллинг был всегда, просто сейчас мы начали больше о нём говорить. Раньше это замалчивалось, а теперь стало понятно, что проблему нужно решать. Мы на правильном пути: чем больше мы говорим о травле, тем больше шансов её остановить. 

– Спасибо, Алёна Ивановна, за столь важную беседу. 

– Спасибо вам! Надеюсь, мы сможем создать для детей безопасную и дружелюбную среду. 

Анастасия Лукияненко



Поделиться

Наш канал в Telegram