среда, 26 июня 2024 г.

«Спiвала та прошевала»

Одна из самых известных композиций грузинского актёра Вахтанга Кикабидзе «Мои года – моё богатство» как нельзя лучше рассказывает о времени и жизни каждого из нас. Она вмиг стала популярной, а стихи поэта Роберта Рождественского трогают душу до кома в горле: «Пусть голова моя седа, – зимы мне нечего пугаться. Не только груз – мои года, мои года – моё богатство… А если скажут мне века: «Твоя звезда, увы, погасла…» – подымет детская рука мои года – моё богатство».

МАТЬ-ГЕРОИНЯ 

Я много раз убеждаюсь в простой истине, что хороших людей гораздо больше, чем плохих, и мне невероятно везёт на героев интервью. Каждый из них с уникальной историей жизни, где много было радости и тревог, много потерь и счастья.

…Эта встреча вряд ли сотрётся у меня из памяти, я беседовала с героиней, чья история жизни могла бы лечь в основу мелодрамы. В её жизни было о чём плакать и что терять, но всегда по дороге жизни она шагала, улыбаясь всем невзгодам назло! 

В июле моей героине исполнится 91 год! Только вслушайтесь в эти цифры: 13 детей, 23 внука, 33 правнука, 4 праправнука! Удостоена почётного звания «Матери-героини»!

Меня встретили как близкого человека, с невероятной щедростью и гостеприимством – вкусным чаем и воздушными вертутами, которые приготовила героиня моей истории со своей младшей дочерью Викторией.

О ВОЙНЕ

У неё очень-очень добрые глаза и тёплая улыбка, и каждая морщинка – это узор её жизни. Феврония Ефимовна родилась в селе Галашены старшим ребёнком в многодетной семье Лунгу. Она неохотно говорит о войне, потому что был страшный-страшный голод… Моя героиня окончила только четыре класса. Да, учиться хотелось, но кто будет помогать матери в колхозе? Да и отец в милиции получал не очень высокую зарплату, и едва сводили концы с концами.

Сегодня мы все жалуемся на жизнь, но наши проблемы и трудности наших бабушек – это как небо и земля.

«Как вы смогли выдержать испытания? Что вам дало силы не упасть духом?» – «Нет, я не плакала. На слёзы уходит слишком много сил (улыбается). И жалости к себе я не потерплю! Я жила по принципу такому, чтобы не мне помогали, а у меня была возможность помочь. А для этого следует не жалеть себя, а трудиться! Что я делала, когда плакала душа? Я всегда пела! Вот встану утром на рассвете и себе говорю, что надо успеть много дел. Так и жила всю жизнь: спивала и прошевала», – улыбаясь, рассказывает Феврония Ефимовна.

Надо отметить, что на протяжении всего нашего интервью она с улыбкой вспоминала события своей жизни. Замуж вышла за однофамильца – Степана Иосифовича Лунгу, который, как только вернулся из армии, сразу приметил работящую и самую весёлую девушку в селе. На первом же свидании предложил выйти за него замуж. Свадьба была шумной, всё село пило за здоровье Штефана и Февронии, но счастье быстро затмила беда. На второй день свадьбы, в два часа ночи, их дом окружили солдаты и выдали ордер на депортацию в Россию, в Томскую область. Злая ирония судьбы, но родному отцу Февронии Лунгу пришлось по долгу службы подписывать протокол об аресте… 

Целых семнадцать бессонных дней и ночей в поезде. Боль, страх и неизвестность – это лишь несколько чувств из всей палитры переживаний моей героини. Как выяснилось позже, причина депортации была связана с тем, что по линии супруга Февронии Ефимовны родственники были верующими. Больше сорока тысяч человек были выселены из родного дома в Россию, в нечеловеческие условия.

ТАЙГА

Между прочим, 30 января 1956 года на заседании Президиума ЦК КПСС Никита Хрущёв неожиданно предлагает создать ревизионные комиссии и разослать их по лагерям, чтобы они пересмотрели дела людей, отбывавших наказание «за преступления политического характера и должностные преступления». Уже в марте Президиум ЦК КПСС принял соответствующее постановление. Так началась массовая реабилитация репрессированных. Куда вошла и семья Лунгу, и документ о реабилитации их семья бережно хранит.

Следует отметить, что население ГУЛАГа сократилось вдвое (больше чем на миллион человек) ещё в 1953 году в рамках так называемой «ворошиловской» амнистии. Сама реабилитация началась в 1954 году, но результаты её были удручающими: лишь 4,2% из 300 тысяч заключённых были реабилитированы. Многие заключённые не попали ни под амнистию 1953 года, ни под реабилитацию 1954-го.

Решение Хрущёва было связано с подготовкой к знаменитому XX Съезду. Хотя ревизионным комиссиям запрещалось реабилитировать «националистов» и «изменников Родины», их наделили правом не только реабилитировать заключённых, но и сокращать им срок наказания. Это сыграло свою роль в облегчении участи невиновных людей, не попавших под реабилитацию, а таких было немало. Секретарь ЦК Аристов –  руководитель центральной комиссии писал, что «простой факт того, что солдат попал в немецкий плен, был достаточным для того, чтобы обвинить его в измене Родине и приговорить к 25 годам заключения». Вот такие были времена, впрочем, и половины правды мы вряд ли узнаем.

Совсем не зная русского языка, тоскуя по родителям, совсем ещё девочка, Феврония Лунгу, стиснув зубы, стала обустраивать быт в селе Петровское. В маленьком деревянном домике в тайге было очень холодно и бегали по стенам полчища тараканов. Заварив большой чан с водой, Феврония Ефимовна брызгала дом кипятком, а когда в очередной раз пошла за водой, случайно упала в колодец. Родилась, несомненно, в рубашке: осталась целой и невредимой. А морозы стояли трескучие, аж 60 градусов!

Феврония Ефимовна Лунгу

ГОТОВИЛА МАМАЛЫГУ

Приходилось непросто семье Лунгу, но они быстро нашли общий язык с местными жителями, которые жалели вынужденных переселенцев и помогали им как могли. С открытым сердцем встретили россияне молдаван. Люди сочувствовали горю и приносили одежду и продукты, и подарили Февронии и Степану даже корову! В долгу не осталась Феврония и отплатила за тёплый приём своей сердечностью и добротой, а ещё часто готовила мамалыгу и пекла плацинды, от которых россияне были в восторге!

Февронии приходилось на равных с мужчинами валить лес под присмотром автоматчиков, но не этого она страшилась. Тоска по родителям не давала покоя. На чужбине в семье Лунгу родились три дочери, но случилось несчастье: девочка Зина в возрасте трёх лет умерла от дизентерии. Вовремя не оказали врачебную помощь: тайга... 

Окунаясь в воспоминания, моя героиня со светлой грустью говорит, как сильно переживал за неё любимый Штефан, жалел её, а она – его. Однажды Степан Иосифович по весне провалился в берлогу к медведю и зарубил его топором. О храбрости молдаванина потом слагали легенды. «А мясо оказалось очень вкусным и немного сладким», – говорит Феврония Лунгу.

ЗАВИСТЬ

В России пролетело семь лет. Потом – реабилитация и новая страница жизни. Стоит отметить, что провожали россияне Февронию и Штефана со слезами на глазах. Двоюродный брат отца написал письмо Февронии, что в селе Калиновка Дубоссарского района есть работа в колхозе «Путь к коммунизму», пусть приезжают. Поначалу вырыли землянку, потом дом построили, и жизнь понемногу налаживалась. Работали оба доярами, потом в поле. «Двадцать коров в день у меня было. Вот какие у меня руки, с венами… По голосу меня узнавали бурёнки, пела я им песни постоянно (улыбается). За мной было не угнаться по норме», – вспоминает Феврония Ефимовна.

За добросовестный труд моя героиня была удостоена многочисленных медалей, её портрет висел на Доске почёта. Председатель колхоза всегда в пример ставил Февронию Лунгу, но не всем это нравилось. За очередной перевыполненный план она была удостоена награды – стиральной машины, спустя время и холодильником. Завистливые недруги пустили слух, что она разбавляет молоко водой. Последовало немедленное разбирательство, и комиссия выявила, что показатели жирности соответствуют всем нормам и она невиновна!

ОБНЯЛА ПРАВНУЧКУ

«Даже не знаю, как мамочка всё успевала, – отмечает дочь Виктория. – Утром на столе уже был свежий хлеб, борщ, картошка! На печке стояло 24 сковородки! Родители трудились не покладая рук, чтобы мы ни в чём не нуждались. Ещё и хозяйство держали. Хочу подчеркнуть, что родители не заставляли нас работать, мы были так воспитаны, что сами хотели помочь».

Феврония Ефимовна пережила смерть горячо любимого супруга, хоронила детей… В живых осталось сейчас девять детей, живут кто в России, кто в Украине, в Башкортостане и в Приднестровье. Все очень дружны между собой и стараются собираться за одним столом хоть один раз в год.

«Мамочка моя родная, хочется, чтобы ты долго-долго жила... – говорит Анатолий Степанович Лунгу. – Мама научила меня держать своё слово, защищать слабых и всегда говорила: «Помоги человеку, когда он в этом нуждается, и живи не для себя, а для людей... А родился я прямо в подводе возле ресторана «Нистру», не успели до роддома довезти» (улыбается). Старшее поколения уходит, жаль, и таких совестливых и порядочных, как они, на сегодняшний день почти не осталось!».

После школы прабабушку навестила правнучка Варвара и, достав из рюкзака альбом с рисунками, стала показывать полученные пятёрки. Феврония Ефимовна горячо обняла Варвару и расплакалась…

О том, что не надо плакать, писала Яна Сакка



Поделиться