понедельник, 29 апреля 2024 г.

«Я и сейчас борюсь!»

Наш разговор продолжался несколько часов. Его воспоминания прерывались резкими высказываниями, которые метко подчёркивали непростой характер моего героя. Мы сидели за столом, на котором было множество документов, книг, фотографий и вырезок из газет. К интервью мой собеседник подготовился основательно. Сразу виден подход к делу и жизни, не пустая демагогия, а факты и ещё раз факты.

Итак, дорогие читатели, на сей раз я познакомлю вас с фрагментами жизни человека, к которой подходит эпиграф революционера Че Гевары: «Если у вас начинается дрожь негодования при каждой несправедливости, то вы мой товарищ». Именно так, никаких компромиссов и сделок с совестью, и чёткая позиция, с которой не свернёшь. Да, он сложный и не скрывает этого. Впрочем, пора познакомиться с моим героем: первый председатель ОСТК города Дубоссары Владимир Крыжановский.

ЕГО ДЕЛО ПРАВОЕ

Ему семьдесят с небольшим, но до сих пор крепок на вид и взгляд полон холодной решимости, как и тогда, в 1992 году. 

– Если отмотать время назад, как бы вы поступили? 

– Так же! Ничуть не жалею. Да и не задумывались мы о последствиях, это был порыв. Самое горестное – это то, что товарищи уходят из жизни, но мы бессильны что-либо изменить, – говорит Владимир Фёдорович.

Непростой характер был виден с самого детства: спорил с учителями и всегда отстаивал свою точку зрения, когда был уверен, что его дело правое. Детство моего героя прошло в селе Коржево. Родители принимали участие в строительстве ГЭС, мама была рабочая, отец кузнец. Как водится, все в то время держали большое хозяйство, и, что такое труд, в семье Крыжановских знали не понаслышке. Частенько пас коров после школы мой собеседник и всегда брал с собой книжки. Надо отметить, что в доме моего героя большие стеллажи книг по истории. История, между прочим, была его любимым предметом в школе, и спорить до хрипоты на исторические темы ему приходилось не раз. 

И тут мой герой начинает вести монолог, что называется, на злобу дня. «Россия всё равно победит, она не проигрывала ещё ни одной битвы, и побороть такую державу невозможно. Между прочим, Молдова, как и Украина, искусственно созданное государство, и на её земли вполне могут претендовать турки. Тут всегда была российская земля! В метрике моих родителей указана Российская империя!» – подчёркивает Владимир Крыжановский.

Владимир Крыжановский

ВЫШЛО ИНАЧЕ

Всю жизнь мой собеседник проработал за баранкой, бывало, что за сутки делал несколько рейсов и возил больше пятидесяти тонн зерна. В Дубоссарский район в те времена входили Криуляны и Григориополь.

Мирная жизнь закончилась в конце 80-х, когда Молдавия лишила русский язык статуса государственного и начались русофобские притеснения, которые потом привели к кровопролитию. Людей заставляли учить румынский язык, начались забастовки на предприятиях. В результате Кишинёв, подстрекаемый Румынией, решил восстановить «конституционный порядок» военным способом. Весной 1992 года начался вооружённый конфликт, его апогей пришёлся на лето 1992 года. 

«Убеждён, что компартия неправильно занималась вопросами национальных меньшинств и больше уделяла внимания прославлению самой партии, нежели проблемам актуальным, и к чему пришли? Ещё в начале 90-х, когда в Украине на деньги Запада тренировали боевиков в лесах, было ясно, к чему придём. В то время Горбачёв говорил, что они побесятся и успокоятся, а вышло иначе. Это же недобитые в 1945 году бандеровцы! Чего добилась Молдова за годы независимости? К власти пришли натуральные румыны! Языка молдавского нет! Тут всегда была Малороссия! Всегда!» – убеждённо говорит мой собеседник.

Я БУДУ СТОЯТЬ ЗА НИХ

В конце 80-х, когда стали звучать отовсюду призывы к гласности и свободе, по распоряжению тогдашнего главного секретаря ЦК КПСС Михаила Горбачёва было принято решение создать при заводах и фабриках советы трудовых коллективов. Они должны были избирать председателя, который бы решал споры и решал конфликтные ситуации. Спустя время это общественное движение сыграло решающую роль в становлении нашего государства. 

Авторитетом и уважением пользовался Владимир Фёдорович в коллективе, о чём говорит вот такой эпизод. Как-то раз пришли инструкторы из партии, чтобы коллективно осудть произведение Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ» о репрессиях, на что мой герой сказал: «Вы сперва дайте почитать книгу, а затем я скажу вам своё мнение». Он не стал ничего подписывать. Его примеру последовали и другие рабочие. Позже его избрали председателем ОСТК. «Люди знали, что я буду стоять за них», –  говорит в нашей беседе мой герой.

Не выдал своих товарищей, и когда подвергся пыткам в застенках молдавской тюрьмы. Немногословно Владимир Фёдорович рассказывает, что он в составе шестнадцати человек попал в плен к молдавскому спецназу. Сломали позвоночник… С тех пор он спит только на твёрдой поверхности.

«Я не поклонник творчества Солженицына, но не люблю, когда человека лишают права думать. Да, репрессии были, но виноват не только Сталин. Кто писал друг на друга доносы? А помните, как отличился Никита Хрущёв, когда показал расстрельные списки Иосифу Сталину и тот его спросил: «А с кем ты работать потом будешь?». Цифры его просто ошеломили. И эти страницы истории могут подтвердить архивные фонды. И при всей неоднозначной фигуры Сталина не должны забывать потомки, как он из аграрной страны сотворил великую индустриальную державу и после войны поднял из руин», – подчёркивает в беседе Владимир Крыжановский.

Принимал участие мой герой и в историческом втором съезде депутатов всех уровней, который и определил дальнейшую судьбу Приднестровья, и заложил основы государственности. Был он и доверенным лицом у председателя горисполкома Михаила Мушуманского.

РОДИНА

«Жаль, что не сберегли Советский Союз, жаль. В моём классе учились евреи, русские, болгары, цыгане. Дружили между собой, семьи создавали, и даже намёка на вражду национальную не было! Запад специально посеял рознь среди нас! Сейчас мы окружены недружественными странами, но я уверен, что воля и сила России решит все спорные ситуации», – считает мой собеседник.

Окунаясь в воспоминания, Владимир Крыжановский рассказывает, как ему пришлось на одном совещании в Кишинёве убеждать ярого националиста в том, что исторически земли принадлежали России, и в доказательство доводов он принёс историческую монографию Иона-Воеводы Хашдеу. Идеологический противник был повержен, и неоднократно потом они признавали свою неправоту.

– Что самое главное, на ваш взгляд, в жизни человека? 

– Родина. И не изменять своим принципам! –  не задумываясь, произнёс Владимир Крыжановский.

В юности мой герой подавал большие надежды в музыке, играл блестяще на кларнете, и, возможно, у него могла судьба сложиться иначе. Если бы не виток истории, который перекроил его жизнь на другой лад.

А напоследок он сказал: «Я и сейчас борюсь за справедливость! Да, отчасти отошёл от активной общественной работы, потому что со многим мириться не стану. Но слежу за всеми новостями, читаю и держу руку на пульсе».

С патриотом беседовала Яна Сакка



Поделиться