пятница, 26 апреля 2024 г.

«Джелем, джелем»

Что мы о них знаем? Пожалуй, до сих пор не стёрты стереотипы, такие как медведи, красные рубахи и гитары, а ещё колода карт, лихой конь и кибитка. А такие фразы давно стали крылатыми: «Позолоти ручку, красавица», «Всё расскажу», «Эх, ждёт тебя дорога дальняя и дом казённый». И добавлю к этому списку, что они становятся частыми героями криминальных новостей. Речь идёт, конечно, как вы поняли, дорогие читатели, о ромах, или, как говорят в народе, цыганах.

Одних они пугают своим нередко вызывающим поведением, других восхищают свободолюбием, но равнодушных к ним точно нет.

Этот «кочевой народ» буквально разбросан по всему миру – где цыгане только ни проживают: страны Европы, постсоветское пространство, Южная Америка и даже Северная Африка. До 1971 года эта свободолюбивая нация не имела своих национальных символов, и в Лондоне тогда же состоялся конгресс, на котором присутствовали цыганские делегаты из тридцати государств. Результатом встречи стало признание себя единой нацией и принятие национальных символов: флага и гимна, основанного на народной песне «Джелем, джелем». 

С тех пор в разных регионах мира ромы стали активнее продвигать свои права на труд, образование, культуру. Ни для кого не секрет, что в обществе бытует ряд негативных стереотипов в отношении ромов. Это создаёт для них многочисленные препятствия, будь то трудоустройство на работу или получение образования. Вместе с тем, справедливости ради, стоит отметить, что во многом поведение самих ромов и сформировало в обществе такие предрассудки.

Многим дубоссарцам хорошо известно многочисленное цыганское семейство, проживающее по улице Ворошилова. Их вольное поведение создаёт массу неудобств как правоохранителям, так и жителям города, и в особенности людям, живущим с ними по соседству. Скажу откровенно, что нередко я сама достаю из кошелька десяточку, только бы они от меня отвязались. А когда зимой вижу босоногих чернявых ребятишек у дверей супермаркета, у меня возникает чувство вины и стыда. Ведь я, как и большинство людей, выхожу с пакетами и дальше иду по своим делам.

Кто виноват и что же делать? Ответ, по всей видимости, кроется в нашем желании коренным образом решить эту задачу. Есть ли шанс? Думаю, что да. Так вот, мне удалось перекинуться парой-тройкой фраз с пожилой представительницей семьи Караван – Фатимой Борисовной. Она сперва охотно стала со мной разговаривать, предварительно обозначив, что дома внуки голодные и чтобы я дала «денежек на хлебушек». После стала причитать, что всю жизнь их семью несправедливо ругают и косо смотрят, и на работу даже дворником не берут. Надо отметить, что пока велась наша беседа у магазина «Шериф», она успевала приставать к прохожим. Спустя короткое время она передумала беседовать со мной и, размахивая руками, произнесла, что у неё будут потом проблемы. 

Как-то в обеденный перерыв я сидела на лавочке и читала газету. И тут ко мне подходит босоногий малыш лет пяти с огромными чёрными глазками и просит подарить ему денежку. В кармане было всего лишь рублей пятнадцать, но, глядя в жалобные глаза ребёнка, я, не мешкая, протянула ему эту мелочь. Он поблагодарил и тут же стремглав умчался от меня, а в это время его мама, колоритная дама в цветастой юбке, окликнула его и что-то сказала на романском языке. Я продолжала дочитывать статью, и тут слышу: малыш бежит обратно домой с сияющей улыбкой на лице и во весь голос кричит: «Тётя, я на те денежки купил маме порошок!».

А гимн у ромов такой зажигательный и лихой, что хочется пуститься в пляс: «Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса. Маладилэм бахталэ ромэнса. Джелем, джелем, лунгонэ дромэнса. Ай, ромалэ, ай, чявалэ! (Ехал я, ехал долгими дорогами. Я встречал счастливых цыган. Ай, цыгане, ай, ребята!».

О ромах писала Яна Сакка



Поделиться