вторник, 27 февраля 2024 г.

Главное – это мир!

Пожалуй, сегодня как никогда актуальна песня группы «Кино», и строки в исполнении рок-музыканта Виктора Цоя кажутся будто написанными вчера: «И две тысячи лет – война, / Война без особых причин. / Война – дело молодых, / Лекарство против морщин. / Красная, красная кровь – Через час уже просто земля, / Через два на ней цветы и трава, / Через три она снова жива / И согрета лучами Звезды / По имени Солнце».

Так сложилась история, что на долю нашего народа пришлись самые ожесточённые войны. И нет ни одной семьи, которая бы не испытала боли от потери близкого человека. До сих пор в каждом из нас – осколки пережитого: и Великая Отечественная, и Афганистан, и «кровавый мэрцишор» 1992 года.

ВЕРНЫ ТЕМ ИДЕАЛАМ

Время бежит неумолимо, и одна война сменяет другую. В мире всё так же неспокойно, как и четверть века назад: пылающая Украина, Сирия… Кто следующий?

Скоро, совсем скоро придёт весна, когда хочется начать жизнь с чистого листа и верится, что всё ещё будет. А тем временем ещё продолжают звучать, как гром среди ясного неба, слова поэта Александра Твардовского: «Я знаю, никакой моей вины / В том, что другие не пришли с войны, / В том, что они – кто старше, кто моложе – / Остались там, и не о том же речь, / Что я их мог, но не сумел сберечь, – / Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…».

В этом году исполняется 35 лет со дня вывода советских войск из Афганистана, а между тем раны и боль от пережитого не утихают в душах тех, кто там был. Кодекс чести у тех, кто воевал в Афганистане, никогда не менялся, и свои принципы они не разменивали в угоду президентам или ради почестей. Как присягали когда-то великой стране, так и остались верны тем идеалам – не прогибаться под изменчивый мир. 

Молодые ребята из мирной спокойной жизни в Советском Союзе в одночасье попадали в самое пекло афганской войны. Проявляя мужество и героизм, они из пацанов превращались в легендарных шурави. К сожалению, не всем удалось вернуться живыми домой. Не обошла стороной эта беда и семьи наших дубоссарцев.

Возвратившись с войны, по сути люди были выброшены за борт жизни. Страна, воинский долг которой они поехали выполнять, трещала по швам, а некоторые зарвавшиеся чиновники даже цинично говорили: «Мы вас туда не посылали». Отсюда – сломанные судьбы многих афганцев, которые в мирной жизни так себя и не нашли, а пытались забыться в алкоголе или криминале. И таким образом бросали вызов обществу, напоминая о несправедливом отношении власти к ним.

Анатолий Гербыш

ТОЧНОЕ КОЛИЧЕСТВО НЕИЗВЕСТНО

Ещё в 1989 году среди афганцев было достаточно широко распространено настроение, наиболее ярко выраженное в письме одного из них, опубликованном в «Комсомольской правде»: «Знаете, если бы сейчас кинули по Союзу клич: «Добровольцы! Назад, в Афган!», – я бы ушёл… Чем жить и видеть всё это дерьмо, эти зажравшиеся рожи кабинетных крыс, эту людскую злобу и дикую ненависть ко всему, эти дубовые, никому не нужные лозунги, лучше туда! Там всё проще». 

Спустя время на втором съезде депутатов СССР в декабре 1989 года было принято Постановление о политической оценке решения о вводе советских войск в Афганистан – в нём декларировалось, что вторжение в Афганистан заслуживает политического и морального осуждения. Теперь ситуация кардинальным образом меняется. Госдума России приняла три года назад постановление, в котором осуждение ввода советских войск в Афганистан было отменено. 

Для справки: с 1979 по 1989 годы советские войска, по официальным данным, потеряли в Афганистане около 15 тысяч человек, а по неофициальным – больше тридцати тысяч! Более 53 тысяч получили ранения и увечья, каждый пятый из этого числа стал инвалидом. Длилась война 9 лет, 1 месяц и 19 дней. 

Истинной причиной желания молодых ветеранов – вчерашних воинов вернуться на войну, несомненно, было отсутствие в мирной жизни той честности и искренности человеческих отношений, качеств, присущих боевой среде, где бытует жёсткая прямолинейность и отсутствует лукавство. На передовой было всё просто: «Вот мы – вот враг, а если считаешь себя лучшим – докажи!».

Анатолий Гербыш

НИЧЕГО НЕ СТРАШНО

…Который день дует порывистый ветер, словно и в природе нет покоя и чья-то заблудшая душа ищет свой приют. Очередную ночь он не спит. Опять проклятая бессонница, а порой снятся кошмары, где он видит живыми своих товарищей.

В Афганистан он попал как и сотни других мальчишек: ему вручили повестку без каких-либо объяснений, и он оказался в испепеляемом солнцем Афганистане. «Вам было страшно?» – спрашиваю Анатолия Алексеевича Гербыша. На что он отвечает: «Мы не знали, что нас ждёт, конечно, было предчувствие, что это не учения. Страха не было вовсе. То ли в молодости дело, не знаю. Но каждый советский солдат не раздумывая готов был отдать жизнь за Родину. Потому что превыше жизни ставили интересы своей родины. Мы выполняли свой долг. Куда нас Родина направила, туда и последовали. Страшно было терять друзей и видеть потом глаза их матерей. Служба в Афганистане научила принимать решения, ни на кого не надеяться, только на себя. Думаю, что не напрасно жизнь заставила нас побывать там и понять жизненные принципы, стать настоящими мужчинами. После Афганистана ничего уже не страшно. Домой я приехал другим человеком».

Простой сельский парень Анатолий Гербыш, которому было всего девятнадцать лет, проходил в 80-х воинскую службу в Николаеве. Он мечтал поскорей вернуться в родные Гояны и пойти работать в колхоз, так же, как его родители. Но у судьбы были другие планы. В четыре часа утра – боевая тревога и приказ явиться на сержантские сборы. Погрузив наспех свои солдатские вещи, их полк был отправлен в Чехословакию. Затем – перелёт больше восьми часов и посадка на афгано-узбекской границе, в городе Термез, потом в Каши, Самангане, Кундузе, где их колонну обстреляли. Как потом шутил командир их роты Леонид Карагодин, они получили боевое крещение и обязаны жить долго. «Я пытался потом найти своих товарищей и запросы отправлял, но получал отписки: либо архив сгорел, либо военная тайна. Как одна семья все были, все братья, а Карагодин нам был как отец родной, опекал как своих детей. Мы ели с одного котла. В мирной жизни я потом не встречал такого братства, как на войне», – рассказывает мой герой. Родителям своим он сообщил, что находится в Афганистане, спустя пару месяцев.

Анатолий Гербыш

ВОСТОК – ДЕЛО ТОНКОЕ

Надо отметить, что на интервью Анатолий Алексеевич согласился охотно и отметил, что о войне следует рассказывать всю правду, и особенно её должны знать мальчишки. Чем больше длилась наша беседа с моим героем, тем я больше удивлялась его жизнелюбию и остроумию. И это человек, который был на войне. Он даже шутил и рассказал мне забавную историю, как однажды был на боевом задании, а вокруг поле – сплошь дыни да арбузы растут. Конечно, солдатам был дан приказ не покидать пост, но куда же без солдатской смекалки? В общем, наелись тогда до отвала, аж животы разболелись. Между тем, в основном советские солдаты питались сухпайком, состоящим из картофельного пюре и тушёнки, поэтому жажда была постоянной. А воду необходимо было постоянно кипятить: повсюду была антисанитария. 

В провинции Саманган постоянно вёлся обстрел, и неудивительно, ведь там находился аэродром. Подумать только: обычный парень из Гоян участвовал в секретной операции «Мармоль», речь идёт о ликвидации бандформирования, которое захватило в плен советских специалистов. Батальоны, пехотные дивизии, спецназ, КГБ были направлены к базам мятежников на горные перевалы селения Мармоль. Боевики постоянно обстреливали советские колонны снабжения и зверски убивали мирное население, которое не примкнуло к ним. Стоит отметить, что дорога в ущелье была заминирована, и нашим солдатам приходилось брать штурмом террористов. Также Анатолию Гербышу довелось прийти на помощь разведчикам у кишлака Шаеста. Сутки 783-й разведбат вёл ожесточённый бой против отряда афганских моджахедов. Тогда погибло 49 разведчиков. По свидетельствам очевидцев, многие из погибших разведчиков, будучи ранеными, сами подорвали себя гранатами, чтобы не попасть в плен.

С глубоким уважением рассказывает Анатолий Алексеевич про воинскую дисциплину и про то, насколько требовательна была родина к рядовому солдату. Порой сотрудники КГБ в штатском прогуливались вальяжно мимо блокпостов, чтобы проверить бдительность солдата. Мой герой тоже подвергся такой проверке и немедленно отреагировал.

– А как относилось к вам местное население?

– Кто дружелюбно, а кто и с опаской. Восток дело тонкое. Могли из-за угла подстрелить или еду отравить…Чаще, когда говорят о подвиге советского солдата, речь идёт в основном о военном подвиге. Но мало говорят о том, что советские солдаты не только отважно воевали, но и построили в Афганистане сотни и тысячи больниц, детских садов, школ, заводов. Старшее поколение афганцев на фоне разгула терроризма и насилия помнит прекрасно времена, когда дружили с «шурави» (так называли советских солдат), – вспоминает Анатолий Гербыш.

Между прочим, из Гоян воевали в Афганистане трое – мой герой, а также Леонид Бронич и Владимир Кучер, и все вернулись живыми, но с душевными травмами.

Одними из первых в Афганистан были направлены военнослужащие из Дубоссарского района. Это был 45-й инженерно-сапёрный полк Одесского военного округа. Принимало участие в войне 145 дубоссарцев, трое из них погибли. Цинковые гробы пришли не только в наш город, но и в сёла. В Афганистане погибли: подполковник Анатолий Абдеев, сержант Георгий Павалук, рядовой Андрей Урсул. В 1992-м году при защите нашей республики погибли воины-афганцы: лейтенант Сергей Гавриш, прапорщик Александр Кралев, сержант Юрий Ульянов, рядовой Владимир Миронюк. При обстреле города погибли Михаил Гробовик и Анатолий Дорул, и при исполнении служебных обязанностей погиб лейтенант Николай Реус.

ГЛАВНОЕ – МИР

Вернувшись в родные Гояны, Анатолий Гербыш получил профессию сварщика, женился, воспитывал детей, а сейчас нянчит внуков.

«Часто вспоминаю, как тяжело было после развала Советского Союза, когда молодые парни возвращались домой, а страны, за которую воевали, уже нет, а в государстве безработица и хаос. Ни работы, ни жилья, ни здоровья, чиновники в лицо говорили: «Мы вас туда не посылали». Но наши ребята никогда с протянутой рукой не ходили, не из того мы теста, и многие даже пособия по инвалидности и продуктовые наборы не желали принимать, опять-таки из-за своего характера и нежелания показаться беспомощными.

Хотелось бы, чтобы ребята наши жили долго-долго. Мы стареем, к сожалению, и нас всё меньше. Вот на прошлой неделе двоих афганцев похоронили… Самым главным в той войне для меня было, чтобы поскорей пришёл мир на афганскую землю и перестали гибнуть люди! И сейчас, спустя время, я убеждён, что главное – это мир», – подчёркивает афганец и протягивает мне благодарственную грамоту, подписанную лично генеральным секретарём ЦК КПСС Михаилом Горбачёвым за службу в Афганистане. 

– А сохранились ли у Вас фотографии, когда Вы были на войне?

– Да, несколько. Понимаете, не до съёмок нам там было. И даже этих трёх снимков могло не быть, потому что отправлять плёнку домой нельзя было строго-настрого. Иногда в посылках прятали её, – говорит Анатолий Гербыш.

Надо заметить, что три года назад в Афганистане началось очередное противостояние правительственных сил с боевиками движения «Талибан», которые овладели практически всей территорией Афганистана и сейчас установили там свой режим. В результате чего возникла миграционная война в республики Центральной Азии и стран Европы. Женщинам запретили посещать все учебные заведения, обязали закрывать лицо на людях и запретили им путешествовать без сопровождающих мужчин. Женщины также лишились возможности заниматься многими профессиями. Дошло до абсурда: движение «Талибан» приказало владельцам магазинов отрубить головы женским манекенам или накрывать их чёрным пакетом. Вот такой итог ухода советских войск из Афганистана.

А сегодня Анатолий Гербыш ждёт с нетерпением внучат на каникулы, чтобы пойти с ними на рыбалку и рассказывать им смешные истории, ведь жизнь, несмотря ни на что, всё же прекрасна.

С афганцем беседовала Яна Сакка



Поделиться