…Кажется, я знаю, кто станет герой моей следующей истории.
«Сегодня небо как море. Как волны все облака», – подумал он и улыбнулся, глядя в небо.
Заварив крепкий кофе, он привычно прогуливается по берегу Днестра, и вспоминает, как впервые увидел землю с высоты птичьего полёта. О ком это я? На этот раз героем очерка стал военный лётчик Геннадий Григорьевич Брюхов.
ПОДАРИЛ МНЕ СВОЙ БИЛЕТ
– Скучаете по небу? С грустной улыбкой, он отвечает: «Да, порой очень, но особо и скучать не приходится, вот я в ответе за своего дружка, он каждый день ко мне прилетает». Кстати, на протяжении всего нашего интервью к нам подлетал воробушек.
Родители Геннадия Брюхова познакомились во время войны, в Узбекистане. Там они находились в эвакуации, где и родился их первый сын Геннадий. Чуть позже в их семье рождаются два близнеца, но один из них умирает. Врачи посоветовали сменить климат, и в 1951 году семья Брюховых приезжают в Дубоссары. Тут у них рождается дочь. Мама была домохозяйкой, отец всю жизнь проработал шофёром на «АТП-15».
Детство моего героя было, как у большинства его сверстников – весёлым и полным приключений, ведь тогда мальчишки и девчонки не сидели дома круглыми сутками перед компьютером. Ребята играли в «войнушку», гоняли мяч с утра и до позднего вечера, и ходили в кино по несколько раз в день, да и билет стоил всего 5 копеек. Но потом всё круто изменилось, потому что трое закадычных друзей – Боря Матвеев, Юра Филатов и Гена Брюхов, когда открыли гребную школу, тут же записались в неё. Железная дисциплина, где тренировки были по несколько раз в день, а первая проводилась ещё до школьных уроков, а потом соревнования по всему советскому союзу, и первые победы.
Как вы полюбили небо? – «Давно это было. Совсем мальчишкой раскачивался на качелях. В школу ещё даже не ходил. И вдруг услышал в небе рёв самолёта, это пролетал Миг-17 с аэродрома из Бендер. Это я потом узнал марку, когда учился в лётном училище. И в тот миг я так сильно захотел оказаться за штурвалом самолёта, что дал себе слово: когда вырасту – так и будет! Потом стал взахлёб читать книги о лётчиках, смотреть о них фильмы. Однажды мой тренер узнав, что я мечтаю, стать лётчиком, подарил мне свой билет на рейс «Кишинёв-Киев», где проходило первенство советского союза по гребле , так я впервые летал на самолёте», – вспоминает Геннадий Григорьевич.
КОДЕКС ЧЕСТИ
После школы он успешно прошёл медкомиссию, кстати, не один: кроме него лётчиком хотел стать ещё и дубоссарец Владимир Лаврик, оба поступили в лётный военный институт в городе Ейске. Из 235 студентов до окончания выпуска осталось лишь 162.
Делясь воспоминаниями, Геннадий Брюхов рассказывает, что большинство преподавателей были асы своего дела, так как прошли войну. И все как один учили не бросать товарища в бою, а в случае аварии садить самолёт вдали от людей. Возмущённо он произносит: «Больно смотреть новости, когда слышишь, как сегодня лётчики из соседней страны сбрасывают бомбы на мирные города, и погибают столько невинных людей! Это не лётчики, а стервятники! Им не место в этой профессии. Больно терять товарищей, мой однокурсник занял националистическую позицию, это противоречит моему кодексу чести».
В жизни моего героя потом была ещё учёба в Борисоглебске в военно-воздушной академии, там же прослужил командиром эскадрильи, потом его назначили начальником отдела по политической части. Словно герой из кинофильма «Офицеры», он менял города, куда звала служить Родина: Иркутск, Братск, Красноярск, Севастополь, Одесса.
ОБНИМАЯ НЕБО
В 1991 году, когда к власти в Украине пришёл Леонид Кравчук, и националистические лозунги стали звучать всё чаще мой герой пишет рапорт. Правда его пытались остановить и грозили, что он останется без пенсии, но своего решения он не поменял.
Всю жизнь его сопровождала и поддерживала супруга Юлия Александровна. К сожалению, в этом году она ушла из жизни. Не одну съёмную квартиру им пришлось сменить, а сыновья поменяли больше шести школ.
Отдельная глава в жизни Геннадия Брюхова – это написание стихотворений и рассказов, кстати, недавно состоялась презентация одной из его книг «Видел всё своими глазами». Желание взяться за перо у него возникло после развала Советского Союза, боль от крушения родины вылилась в стихи и прозу.
…В 1966 году советский поэт-песенник Николай Добронравов написал песню про лётчиков, которую блистательно исполнил Лев Лещенко: «Обнимая небо крепкими руками, лётчик набирает высоту. Тот, кто прямо с детства дружен с небесами. Не предаст вовек свою мечту…» Так же, как поётся в этой песне Геннадий Григорьевич Брюхов всегда оставался верен себе и своим принципам.