среда, 14 мая 2025 г.

«Больше света и смысла»

Чёрно-белые и пёстрые, яркие и спокойные, задорные и философские, портреты и пейзажи. Сила стихии и торжество человека, маки, которые буквально благоухают, живописные небеса и просто колоритные прохожие. Речь идёт о снимках, что представлены на выставке «Контрасты поколений», открывшейся в Тираспольской картинной галерее. 

Авторы представили больше ста снимков! От портретов и пейзажей до фотографий в стиле арт. Участниками выставки стали как известные и опытные фотографы, так и начинающие свой творческий путь фотохудожники из разных уголков республики.

Стоит отметить, что фотохудожники использовали разные методы в воплощении задуманного, кто-то снимал на обычный телефон, а кто-то даже с помощью дронов. К примеру, известный дубоссарский фотохудожник Владимир Стародубов, который не расстаётся со смартфоном, и большинство фотографий сделал не на дорогой технике, а на смартфон. И вот что он рассказывает о своём творческом методе: «Я не технарь и не могу задвинуть себя в какие-то технические рамки фотоснимка, которые необходимо соблюдать для идеального кадра. Я просто вижу определённую картину и стараюсь передать её через фотографию, руководствуясь основами композиции. Бывает, чтобы оставить на бумаге тот кадр, который вижу именно я, приходится делать снимок одного и того же места несколько раз, а порой и не один день. Это кропотливый труд, но результат потом оправдывает его. Так, к примеру, было с валунами на пляже у Дубоссарской ГЭС. Я снимал их сотню раз, но тот результат, который хотел увидеть, получился лишь спустя много времени».

Владимир Стародубов

К слову, Владимир Стародубов уже много лет работает старшим научным сотрудником Дубоссарской картинной галереи и восемнадцать лет руководит детской фотостудией «Арт-Фокус». За эти годы творческая мастерская переросла в Образцовый коллектив и стала настоящей школой фотографии для многих юных дубоссарцев. Часть из них связала свою жизнь с творчеством. Из известных дубоссарцам ребят, к примеру, можно отметить Леру Мишкину, Дмитрия Кирицу и Лину Николаеву.

Свой профессиональный путь Владимир с супругой Ольгой начинали вместе. В 2000 году они пришли в только что открывшуюся Картинную галерею и стали её первыми сотрудниками: она – директором, он – научным сотрудником. 

Их творческий тандем успешен, уже больше 20 лет они организовывают выставки художников и фотографов, мастер-классы для взрослых и детей, публикуют научные работы.

Владимир Стародубов – автор флага города Дубоссары, он принимает активное участие в мероприятиях города, разрабатывает афиши, баннеры и пригласительные билеты к праздничным мероприятиям. Оформил несколько книг дубоссарских писателей и музыкантов. Не так давно создал интернет-канал на YouTube, где можно увидеть самые яркие и значимые события города. 

Картины Владимир Стародубов давно не пишет, но свой творческий мир художник отражает на снимках. Его главная творческая стихия – пейзажи, они полны философии и тайны.

Со своими учениками Владимир Стародубов не раз становился призёром республиканских и международных конкурсов. Так, например, в 2018 году на ежегодном приднестровском конкурсе «Панорама родного края», организаторами которого являются движение «Молодёжное Обновление» и Союз фотохудожников Приднестровья, его воспитанники заняли все призовые места.

А в 2019 году на республиканском конкурсе экологической фотосъёмки «Природа в объективе» победил сам Владимир Стародубов. Второе место в этом конкурсе заняла его воспитанница Мария Мошняга, ещё две ученицы получили благодарственные письма. В 2021 году газета «Приднестровье» не раз публиковала на своих страницах фотоработы ребят из «Арт-фокуса» в рамках конкурса «Молодые лица Приднестровья».   

Важно отметить, что супруга Владимира – Ольга Стародубова – победительница Республиканского конкурса по созданию логотипа Года приднестровского народа. В течение всего 2025 года он будет украшать все городские и республиканские мероприятия, а также напечатан на различной продукции.

Ирина Гилка

Ещё один участник выставки – фотограф Ирина Гилка из Тирасполя, она, как и Владимир Стародубов, в этом году была принята в Союз фотохудожников Приднестровья.

«Лично я больше ценю саму идею фотографии, ракурс, исполнение и принципиально практически не пользуюсь фотошопом, мне ближе естественность человека на снимке. Навсегда запомнила день, когда родители мне подарили на десятилетие фотоаппарат «Зенит», и как я бережно относилась к плёнке, и с каким трепетом делала каждый снимок. Во мне до сих живёт предвкушение какого-то волшебства, которое возникает во время съёмок, и особенно когда распечатываешь фотографии и видишь, что на них запечатлены эмоции, которые станут немеркнущим воспоминанием. Ведь мне удалось остановить мгновение жизни!

На моих работах, как правило, личностные истории, кто-то плачет от счастья, другие рассказывают что-то личное, что в прошлом задело за живое. У меня нет гламурной эстетики на снимках, но зато они живые и настоящие, как сама жизнь. Хочу и дальше развиваться в сфере глубокой фотографии. Ищу больше смысла и света».

Стоит сказать, что Ирина показывает чудо человеческого рождения в деталях. Это направление в фотографии она стала изучать сравнительно недавно и с головой погрузилась в него.

«Часто слышу такие комментарии: это же ужасно больно и некрасиво! Похоже, многие думают, что фотограф как есть, в уличной одежде, пробирается в родблок с фотоаппаратом, ныряет в самую гущу событий, расталкивает всех локтями и мешает акушерам делать своё дело. И что на фотографиях будет физиология или что-то такое, о чём хочется забыть. Это не так. Я снимаю только эмоции. До сих пор в сознании многих людей роды ассоциируются с болью и страхом. Я же хочу показать, что это красивое и великое таинство появление на свет человека! Это же сокровенный и полный тайны процесс, который навсегда запечатлён в душе каждой женщины, которая стала матерью», – объясняет свой взгляд на родовую съёмку Ирина.

Ирину Гилка знают не понаслышке не только в Дубоссарах, но и за его пределами. А если добавить к её имени приставку «крёстный фотограф», сразу станет понятно, о ком я веду речь. Стоит отметить, что девушка поначалу не брала деньги за свои услуги: набивала руку, как говорится. А теперь, чтобы «попасть в объектив» Ирины Гилки, надо записаться и выстоять очередь из желающих.

Когда Ирина узнала, что её сестра забеременела, решила снимать все этапы зарождения новой жизни. И приехала в ней Санкт-Петербург. А чтобы глубже вникнуть в родовые съёмки, ходила на мастер-классы петербуржских фотографов. Врачи с пониманием отнеслись к съёмкам и были рады тому, чтобы пропагандировать через фотографию материнство. Племянника назвали Эриком, и его склонённая на груди матери головка и улыбка украсили серию снимков. 

«Самый волнительный момент – это появление ребёнка. Моя камера повернута к лицу мамы, потому что знаю: малыша положат к ней на грудь, и вот оно – чудо первой встречи! Бывает, в этот момент я фокусируюсь на маме или ребёнке, а потом резко поднимаю камеру и снимаю сестру роженицы, которая стоит в дверях и плачет. Зарождение новой жизни – оно же сакральное, я не могу сдержать слёз после таких съёмок», – продолжает ход мыслей Ирина Гилка. 

Не могла я не задать молодому фотографу вопрос, не тесно ли ей в Приднестровье и не хотела бы она покорить своим талантом весь мир. Улыбаясь, она иронично ответила: «Мне не тесно в лесу и в поле…». И потом серьёзным тоном стала говорить, что она бесконечно любит свой дом, семью, корни. 

У каждого поколения свои ценности, и хотим мы этого или нет, но это так. А тем, кто хочет поспорить, я лишь напомню, что им тоже когда-то было шестнадцать. Большинство, конечно, скажет: «А вот в наше время так не было»… 

Во все времена старшее поколение ругало молодёжь. Почему же так происходит? Смена поколений влечёт за собой смену идеалов, взглядов и жизненных позиций. Да, молодые люди сейчас по-другому выглядят, иначе одеваются, не выпускают телефона из рук. Но разве они не берут пример с нас? Именно мы – взрослые дяденьки и тётеньки своими поступками и поведением формируем их характер и образ жизни.

На выставке побывала Яна Сакка



Поделиться

Наш канал в Telegram