Зато свободы у нас было море! С ключом на шее мы гуляли до темноты и прекрасно выживали. Пропадали на улице всё свободное время, играя в «казаки-разбойники» и «зарницу», сами ходили на речку, жгли костры, а потом в золе пекли картошку. Делились с другом куском мокрого хлеба с сахаром и сдавали стеклотару, чтоб купить самые вкусные, как и всё в детстве, – дюшес и пирожное «картошка». Эх, прекрасное было время!
И хотя, по сути, мы росли сами по себе, но эта школа жизни закалила нас, научила находчивости и самостоятельности. Правда, родительской ласки и разговоров по душам многим не хватило. И, видимо, поэтому теперь мы с лихвой даём это своим детям – часто обнимаем, читаем на ночь сказки, обсуждаем их чувства и уважаем их мнение.
Но вместе с этим мы всё контролируем: их передвижения по GPS, успеваемость в учёбе, знакомства, кружки, что поел и что посмотрел в интернете. Получается своего рода гиперопека, и дети растут более зависимыми и менее самостоятельными. Конечно, время другое: опасности стали цифровыми, но, может, дело не только в этом, а ещё и в том, что мы сами стали тревожнее?
Сейчас прямо культ детей какой-то. Мы заботимся об их здоровье, умственном развитии, душевном комфорте. И, если в нашем детстве взрослые были непререкаемым авторитетом (даже если это случайный прохожий), то современные дети легко вступают в дискуссию: «А почему я должен?». И вот – у вас уже диспут на тему уместности мытья посуды после ужина (мыслимое ли дело для нас, детей 90-х?). С одной стороны, хорошо, что они умеют отстаивать свои границы, с другой – границы эти порой становятся бетонной стеной. И мы с грустью думаем: «Как же повезло нашим родителям с такими послушными детьми, какими были мы».
Ну, а роль школы в воспитании, по сути, исчезла, и теперь это исключительно забота родителей. А у нас помимо вечной гонки по кругу «работа-дом-занятия» – ещё и борьба с интернетом, сомнительным контентом и всевозможными блогерами, объясняющими, что «родители ничего не понимают», и навязывающими им культ потребления. Воспитывать стало непросто (для ответственных родителей, разумеется): это уже не «дай подзатыльник, и дело с концом» – нужно вести переговоры, объяснять, слушать, снова объяснять. И порой начинаешь думать: «А, может, старый добрый ремень был не так уж плох?».
Если подвести итог, стиль воспитания, конечно, менялся. Раньше – строгость, минимум эмоций и абсолютная самостоятельность. Сейчас – уважение к чувствам, проявление любви и гиперопека. У каждого подхода свои плюсы и минусы. Но хочется верить, скоро у нас получится прийти к той самой золотой середине – оберегая детей, дать им возможность стать самостоятельными и, уважая их, научить в то же время уважать и нас, взрослых.
Я поделилась личным опытом и мнением, с которым вы можете не согласиться, уважаемые читатели. Будем рады узнать, что вы думаете об этом. Пишите нам!